Седых Ольга Константиновна
Консультация «Воспитание основ патриотизма в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Седых Ольга Константиновна
«Бабяковский детский сад»
Новоусманского района
Воронежской области
Воспитание основ патриотизма в детском саду.
Одной их основных задач дошкольного воспитания является формирование основ патриотизма.
Публикация «Консультация „Воспитание основ патриотизма в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Что такое патриотизм? Это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Это привязанность к конкретному месту и народу, сочувствие, сопереживание, ответственность, без которых человек не может состояться как личность.
Нестабильная обстановка в социальной, экономической, политической сферах порождает недостаточность патриотических чувств в подрастающем поколении. Иные отношения людей к истории своей семьи, села, города, страны, к событиям, происходившим на ее просторах. Пошатнулись нравственные устои из-за того, что многие не уверены в завтрашнем дне.
Чтобы наблюдался рост национального самосознания, уделялось большое внимание сохранению и развитию национальных культур и языков, нужно этому учить ребёнка, начиная с самого малого возраста. Так ещё в детском саду деткам должны формировать понятия «Родина, родная, родственные, родители». Привитие народных традиций, религиозных верований в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно необходимо, чтобы ничто не приводило к межэтническим и межнациональным конфликтам.
В нашем детском саду, готовясь к праздникам, воспитатели проводят беседы о происхождении этих дат, почему и когда стали их отмечать, какова особенность этих праздников в нашей местности. Чтобы малыши понимали, как готовились к праздникам их дедушки и бабушки, инсценируем некоторые фрагменты, рассказываем о убранстве дома и костюмах. Делаем поделки в виде сувениров. Воспитываем в каждом ребёнке личность, гражданина своей страны, который будет приносить пользу окружающим. Объясняем, что гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, которые имеют права и ряд обязанностей.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе. Всё это не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё это детки слышат от воспитателей и подкрепляют своими делами. Так, во время весенней посадки саженцев берёз, малышам разъяснили, что все должны сажать деревья и кустарники потому, что они очищают воздух, приносят людям плоды и дают всем древесину.
Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются в семье с самого раннего детства. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку осваивать изо дня в день культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям.
В детском саду мы разучиваем с воспитанниками стихи, песни о родном крае, о своей стране, изучаем символику России. Всё это проходит в игровой форме, так как в этом возрасте у детей доминирует игровой вид деятельности. Поэтому через игру формируем чувство любви к Родине, к родному дому. Родной дом - сложное и многогранное понятие и самое близкое для детей дошкольного возраста. Как только ребёнок начинает рисовать, то первым делом изображает свой дом, родителей и себя. Поэтому с детства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие родителя и ребенка способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, сохранению семейных ценностей.
С малых лет ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством это трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ.
У нас в детском саду сказкам отводится огромное значение. В них мы стараемся показать всю суть. Сказки инсценируем, рисуем иллюстрации к ним, рассказываем окружающим. Воспитатели обращают внимание на жизнь и быт русского народа. Дети любят сказки и охотно их слушают. Чем чаще детки высказывают своё мнение, пересказывают прослушанное, тем больше обогащается их словарный запас, развивается речь.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него, появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное или принять за главное второстепенное.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт. Дети перенимают у взрослых оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники русского народа.
Большой интерес вызывает совместная деятельность детей и родителей в участии мероприятий в детском саду и в общественной деятельности данной местности, в которой они живут.
В нашем селе ежегодно в доме культуры проводятся мероприятия к ко Дню села. Готовится концерт, благоустраиваются территории. Туда с родителями ходят некоторые наши воспитанники. Они так горды за свой вклад в жизнь села! При этом дети запоминают такие мероприятия адреса общественных культурных мест, детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. У деток хорошая память, они способны это освоить. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях.
Одна из граней патриотизма - отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Ежегодно в сентябре у нас в детском саду проводится праздник урожая, где мы рассказываем о труде хлебороба.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека - труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, так как он часто подражает. Мы часто читаем детям книги Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Елены Благининой, в которых воспитывается любовь к своей стране и показывается то, что у нас много героев.
Что ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины? Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей. Нужны и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа.
Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был частым. Ребенок должен иметь постоянные поручения не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Тогда будет формироваться чувство патриотизма у маленького человека.