Вера Молдаванова
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
У детей возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.
В этом возрасте у дошкольников формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [24].
Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта.
У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств : патриотизма, интернационализма, гражданственности.
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.
Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию, действенными и управляемыми.
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения [18].
Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Прежде чем раскрывать понятия «нравственные качества» и «воспитание нравственных качеств» необходимо разобраться, а что такое «нравственность».
Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической [43].
Нравственность является неотъемлемой стороной личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение принятых в социуме правил и норм. Нравственность проявляется в том, как человек относиться к своей Родине; к обществу, в котором он живет; к коллективу, в котором воспитывается, обучается или работает; к отдельным людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым); к самому себе; а также к своему собственному труду к труду других людей и к результату труда [15].
Будучи свойством личности, нравственность не является врожденной, она формируется в детстве, в условиях специально организованного развития.
В психолого-педагогической литературе нравственное развитие рассматривается как процесс, направленный на усвоение детьми общественных понятий о правильном и неправильном.
В психологии нравственное воспитание рассматривают либо с точки зрения «морального релятивизма», согласно которому не существует понятий абсолютного добра и зла и поэтому детям прививается понимание правильного и неправильного, устоявшееся в определенной культуре; либо с точки зрения «морального универсализма», согласно которому есть общие ценности, которые характерны любой культуре и поэтому дети должны, прежде всего, получить знания об этих ценностях.
Понятие «нравственное воспитание» имеет много различных определений, сформированных в рамках той или иной теории. Рассмотрим наиболее популярные.
1. Нравственное воспитание это целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных, моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения. Таким образом, это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [25].
2. Согласно теории социального наблюдения нравственное воспитание представляет собой процесс, результатом которого является формирование представлений о принятых в социуме норм и правил поведения, а также непосредственное соблюдение этих норм и правил, усваиваемых ребенком посредством перенятия у взрослого человека.
3. В теории психоанализа нравственное воспитание связывают с этапом психосексуального развития, на котором дети проявляют сексуальный интерес к одному из родителей (Эдипов комплекс, в результате чего они стремятся подражать им. Таким образом происходит усвоение ценностей родителей, а также социально приемлемого поведения [21].
4. В теории когнитивного развития понятие «нравственное воспитание» рассматривается как отражение способа детских рассуждений по вопросам морального и нравственного характера, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития [49].
Формирование человека как личности – целенаправленный процесс воспитания, процесс социализации индивида, в котором происходит выработка у ребенка человеческих морально-этических качеств, общественного сознания. Структура личности сложна и многогранна. Наиболее характерными компонентами является ее направленность – мировоззрение, идеалы и убеждения, духовные потребности и интересы. Эти составляющие находятся в единстве, связи и взаимодействии. Они составляют ту сущность личности, которая является руководящей, направляющей силой в деятельности и поведении [1].
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
«Нравственные качества» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер [30 ].
В словаре по философии, «нравственные качества - это нормы, принципы, правила поведения людей. А так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [34 ].
Нравственные качества – это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам [45 ].
В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества.
Проблема воспитания нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О. В. Сухомлинского и А. Матвиенко. Моральные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае моральные качества придают волевым содержание и направленность, а волевые придают моральным качествам действенности. Именно так может быть сформирована действенная мораль или морально - воспитательная воля – интегративное качество, объединяющие в себе равнозначные качества, которые позволяют реализовать в жизни целенаправленно стойку поведение. Часто развитие моральных и волевых качества происходят неравномерно. Наличие такой неравномерности объясняется объективными причинами. Ведь нормы поведения усваиваются быстрее, нежели приобретение опыта, которое следует этим нормам, правилам.
Вступление общественного опыта нравственного поведения каждой личности – залог успеха в правильном воспитании всех дошкольников. В целом, нравственный опыт поведения составляет одну из важных частей нравственной деятельности каждого человека, в том числе и ребенка [19].
Конечно, процесс становления нравственных качеств не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку "путеводную нить" в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
В современной дошкольной педагогике нравственные качества определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Воспитание нравственных качеств в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения со взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность воспитания нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.
Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно воспитывалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для воспитания любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимущества овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знание и чувства порождают потребность их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества.
В. И. Даль толковал понятие «нравственные качества» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло [12].
В большом энциклопедическом словаре, нравственные качества - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [22].
В. В. Знаков отмечает, что нравственные качества - психологическая структура личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)»
Ребенок не создает нового опыта нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предыдущими поколениями, но усвоение этого опыта – не пассивный процесс, а активный, творческий. В нравственный опыт постоянно вносятся коррективы и дополнения, поэтому он не всегда является конечным результатом отношений и взаимоотношений, а развивается, находится в движении. В процессе формирования нравственного опыта следует учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, само действие, его характер, т. е. весь совокупный результат поступка, поведения.
Следовательно, необходимо говорить о морально-волевых качествах, которые выступают интегрированным, иерархически построенным комплексом, а процесс воспитания – его интегративным видом. При этом интеграция выступает как взаимосвязанное единство качеств различных по поведенческой роли, способна привести их в новую структуру [5 ].
Воспитание нравственных качеств позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного ребенка-дошкольника, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец.
Мы видим, что подходы к определению понятия «нравственные качества» разнообразны и разноплановы. Основой воспитания нравственных качеств сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта [15].
Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат воспитательного взаимодействия детей и взрослых по формированию всесторонне развитой, гармоничной личности [15].
Что касается целенаправленного воспитания нравственных качеств, то в педагогике этот вопрос встал уже давно. Так, например, еще К. Д. Ушинский отмечал необходимость воспитывать нравственные чувства у ребенка с первых лет жизни, особое внимание акцентируя на таких качествах как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других [35].
С введением ФГОС ДО (ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию) был закреплен приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. В общих положения ФГОС ДО отмечается, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим ФГОС ДО предусматривает необходимость объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества [38].
Согласно требования ФГОС ДО структурой образовательных программ дошкольной организации должно предусматривать развитие личности, направленное на усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе; в том числе моральных и нравственных ценностей. Также предусматривается развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности у детей, целенаправленности и саморегуляции. У детей необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживания. Требованиями ФГОС ДО предусматривается также формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; позитивных установок к различным видам труда и творчества [53].
В результате анализа комплексных развивающих программ, которые приняты современной практикой образования, было установлено, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен только в традиционной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова). В этой программе также раздел «Нравственное воспитание» спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей[36]. Что касается других комплексных программ, то в них нравственное воспитание представлено фрагментами и введено в некоторые разделы. В программе «Истоки» [24] и «Радуга» [42] вопросы нравственного воспитания, а точнее становление нравственной культуры, решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В другой комплексной программе – «Детство» [19] - элементы нравственного воспитания просматриваются в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения», где акцент сделан на формировании культуры поведения дошкольников.
Таким образом, изучая литературу мы пришли к выводу, что нравственные качества это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные качества сами по себе не развиваются. Процесс их формирования закладывается в детском возрасте и развиваются на протяжении всей жизни. Роль взрослого очень важна, так как именно он направляет ребенка и помогает ему воспитать в себе нравственные нормы и поведения. Воспитание нравственных качеств это общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат воспитательного взаимодействия детей и взрослых по формированию всесторонне развитой, гармоничной личности.