Получи документы

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Вера Молдаванова
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

У детей возникает пороговый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

В этом возрасте у дошкольников формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [24].

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта.

У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств : патриотизма, интернационализма, гражданственности.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию, действенными и управляемыми.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения [18].

Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Прежде чем раскрывать понятия «нравственные качества» и «воспитание нравственных качеств» необходимо разобраться, а что такое «нравственность».

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической [43].

Нравственность является неотъемлемой стороной личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение принятых в социуме правил и норм. Нравственность проявляется в том, как человек относиться к своей Родине; к обществу, в котором он живет; к коллективу, в котором воспитывается, обучается или работает; к отдельным людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым); к самому себе; а также к своему собственному труду к труду других людей и к результату труда [15].

Будучи свойством личности, нравственность не является врожденной, она формируется в детстве, в условиях специально организованного развития.

В психолого-педагогической литературе нравственное развитие рассматривается как процесс, направленный на усвоение детьми общественных понятий о правильном и неправильном.

В психологии нравственное воспитание рассматривают либо с точки зрения «морального релятивизма», согласно которому не существует понятий абсолютного добра и зла и поэтому детям прививается понимание правильного и неправильного, устоявшееся в определенной культуре; либо с точки зрения «морального универсализма», согласно которому есть общие ценности, которые характерны любой культуре и поэтому дети должны, прежде всего, получить знания об этих ценностях.

Понятие «нравственное воспитание» имеет много различных определений, сформированных в рамках той или иной теории. Рассмотрим наиболее популярные.

1. Нравственное воспитание это целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных, моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения. Таким образом, это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [25].

2. Согласно теории социального наблюдения нравственное воспитание представляет собой процесс, результатом которого является формирование представлений о принятых в социуме норм и правил поведения, а также непосредственное соблюдение этих норм и правил, усваиваемых ребенком посредством перенятия у взрослого человека.

3. В теории психоанализа нравственное воспитание связывают с этапом психосексуального развития, на котором дети проявляют сексуальный интерес к одному из родителей (Эдипов комплекс, в результате чего они стремятся подражать им. Таким образом происходит усвоение ценностей родителей, а также социально приемлемого поведения [21].

4. В теории когнитивного развития понятие «нравственное воспитание» рассматривается как отражение способа детских рассуждений по вопросам морального и нравственного характера, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития [49].

Формирование человека как личности – целенаправленный процесс воспитания, процесс социализации индивида, в котором происходит выработка у ребенка человеческих морально-этических качеств, общественного сознания. Структура личности сложна и многогранна. Наиболее характерными компонентами является ее направленность – мировоззрение, идеалы и убеждения, духовные потребности и интересы. Эти составляющие находятся в единстве, связи и взаимодействии. Они составляют ту сущность личности, которая является руководящей, направляющей силой в деятельности и поведении [1].

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

«Нравственные качества» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер [30 ].

В словаре по философии, «нравственные качества - это нормы, принципы, правила поведения людей. А так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [34 ].

Нравственные качества – это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам [45 ].

В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества.

Проблема воспитания нравственных качеств личности исследуется в трудах многих ученых. В частности, О. В. Сухомлинского и А. Матвиенко. Моральные качества определяют общественную направленность личности. Чтобы этим качествам придать действенность необходимо связывать их с волевыми качествами. В этом случае моральные качества придают волевым содержание и направленность, а волевые придают моральным качествам действенности. Именно так может быть сформирована действенная мораль или морально - воспитательная воля – интегративное качество, объединяющие в себе равнозначные качества, которые позволяют реализовать в жизни целенаправленно стойку поведение. Часто развитие моральных и волевых качества происходят неравномерно. Наличие такой неравномерности объясняется объективными причинами. Ведь нормы поведения усваиваются быстрее, нежели приобретение опыта, которое следует этим нормам, правилам.

Вступление общественного опыта нравственного поведения каждой личности – залог успеха в правильном воспитании всех дошкольников. В целом, нравственный опыт поведения составляет одну из важных частей нравственной деятельности каждого человека, в том числе и ребенка [19].

Конечно, процесс становления нравственных качеств не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку "путеводную нить" в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

В современной дошкольной педагогике нравственные качества определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Воспитание нравственных качеств в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения со взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность воспитания нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.

Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно воспитывалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для воспитания любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимущества овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знание и чувства порождают потребность их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

В педагогической литературе нравственные качества определяют как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяют ее привычные формы. Суть и содержание которой заключается в обеспечении выбора в ключевых жизненных позициях. Цепочка этих выборов и определяет динамику актуализации человеческого качества.

В. И. Даль толковал понятие «нравственные качества» как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло [12].

В большом энциклопедическом словаре, нравственные качества - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [22].

В. В. Знаков отмечает, что нравственные качества - психологическая структура личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)»

Ребенок не создает нового опыта нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предыдущими поколениями, но усвоение этого опыта – не пассивный процесс, а активный, творческий. В нравственный опыт постоянно вносятся коррективы и дополнения, поэтому он не всегда является конечным результатом отношений и взаимоотношений, а развивается, находится в движении. В процессе формирования нравственного опыта следует учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, само действие, его характер, т. е. весь совокупный результат поступка, поведения.

Следовательно, необходимо говорить о морально-волевых качествах, которые выступают интегрированным, иерархически построенным комплексом, а процесс воспитания – его интегративным видом. При этом интеграция выступает как взаимосвязанное единство качеств различных по поведенческой роли, способна привести их в новую структуру [5 ].

Воспитание нравственных качеств позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного ребенка-дошкольника, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец.

Мы видим, что подходы к определению понятия «нравственные качества» разнообразны и разноплановы. Основой воспитания нравственных качеств сегодня является общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта [15].

Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат воспитательного взаимодействия детей и взрослых по формированию всесторонне развитой, гармоничной личности [15].

Что касается целенаправленного воспитания нравственных качеств, то в педагогике этот вопрос встал уже давно. Так, например, еще К. Д. Ушинский отмечал необходимость воспитывать нравственные чувства у ребенка с первых лет жизни, особое внимание акцентируя на таких качествах как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других [35].

С введением ФГОС ДО (ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию) был закреплен приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. В общих положения ФГОС ДО отмечается, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим ФГОС ДО предусматривает необходимость объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества [38].

Согласно требования ФГОС ДО структурой образовательных программ дошкольной организации должно предусматривать развитие личности, направленное на усвоение норм и ценностей, которые приняты в обществе; в том числе моральных и нравственных ценностей. Также предусматривается развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности у детей, целенаправленности и саморегуляции. У детей необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживания. Требованиями ФГОС ДО предусматривается также формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; позитивных установок к различным видам труда и творчества [53].

В результате анализа комплексных развивающих программ, которые приняты современной практикой образования, было установлено, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен только в традиционной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова). В этой программе также раздел «Нравственное воспитание» спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей[36]. Что касается других комплексных программ, то в них нравственное воспитание представлено фрагментами и введено в некоторые разделы. В программе «Истоки» [24] и «Радуга» [42] вопросы нравственного воспитания, а точнее становление нравственной культуры, решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В другой комплексной программе – «Детство» [19] - элементы нравственного воспитания просматриваются в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения», где акцент сделан на формировании культуры поведения дошкольников.

Таким образом, изучая литературу мы пришли к выводу, что нравственные качества это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные качества сами по себе не развиваются. Процесс их формирования закладывается в детском возрасте и развиваются на протяжении всей жизни. Роль взрослого очень важна, так как именно он направляет ребенка и помогает ему воспитать в себе нравственные нормы и поведения. Воспитание нравственных качеств это общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Они целенаправленны и способствуют приобретению определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта Воспитание нравственных качеств подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат воспитательного взаимодействия детей и взрослых по формированию всесторонне развитой, гармоничной личности.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 11:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Вера Молдаванова (УИ 681723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД