Гузель Хасанова
Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Публикация «Воспитание физических качеств дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух [24].
Поэтому очень важно, как отмечает Э. Я. Степаненкова, формировать культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество [38].
Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных организации, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.
На протяжении многих лет в научно-методической литературе использовался термин «физические качества». Часто термины «двигательные способности» и «физические качества» употребляются как тождественные.
Категория «качество», как указывает Ю. Ф. Курамшин, всегда употребляется применительно к какому-либо предмету и выражает его существенную определенность. Следовательно, физические качества человека как некоторые характеристики двигательных возможностей человека следует рассматривать применительно к уровню проявления двигательных способностей, т. е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей человека [19].
По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных двигательных способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Следует отметить, что одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать одно из них. Например, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей: координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но в качестве «быстрота».
В настоящее время в научно-методической литературе по вопросам физической культуры детей дошкольного возраста часто употребляют понятие «воспитание физических качеств» или «воспитание двигательных способностей», предполагая использование специальных средств и методов для их дальнейшего совершенствования в процессе занятий физическими упражнениями.
Понятие «воспитание» употребляется в педагогике по отношению к человеку в целом или к определенным чертам личности (нравственным, волевым, формирование которых происходит в процессе ее социализации. Однако качественная сторона двигательных действий уже проявляется в элементарной форме у грудных детей в безусловных рефлексах, т. е. она в определенной степени «закодирована» у человека с момента его рождения.
Поэтому, как справедливо утверждал Б. А. Ашмарин, в этом случае более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле – улучшение, развитие того, чем обладает человек [3].
Анализ работ В. П. Симонова, О. Л. Зверевой, Н. Т. Малахова, П. И. Третьякова, материалов Лаборатории проектирования содержания дошкольного образования ИПИ РАО, закона «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативных документов позволил определить понятие «образовательный процесс в дошкольной организации» как целенаправленную деятельность педагога – ребенка – родителя по организации совместной деятельности взрослого и ребенка.
Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья. Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления собственным здоровьем становится сам индивид. Педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, основанную на индивидуальных потребностях и, давая свободу выбора, предоставляет возможность получения необходимых знаний и навыков (16,17,19).
Причины, от которых зависит проявление здоровья, выявлены В. В. Колбановым, это задатки, передающиеся от родителей на генетическом уровне, отношение человека к собственному здоровью на протяжении всей сознательной жизни, внешние условия (экология, социальное положение и т. д.) .
Дошкольное детство – период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОО (в дошкольной образовательной организации, так и в семье [16].
В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.
Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам здоровья детей – одна из самых главных. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Список использованной литературы
1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №1. - С. 22-26.
2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.
3. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.
4. Зверева, О. Л. О Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.
5. бщение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева. – М. : Сфера, 2005. – 80 с.