Приложение МААМ

Воспитание нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.

Татьяна Самборецкая
Воспитание нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы

«… Только благодаря правильному воспитанию с раннего детства

происходит закладка нравственных качеств личности ребенка

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребё нка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь [1,4].

Темочки:

Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили меня к поиску условий формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в работе по развитию взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, эффективнее всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности : сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, дидактические игры.

Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом.

Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений, дают сюжетно-ролевые игры. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей. Чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь, создаю проблемную ситуацию. В конце игры вместе с игрушечными персонажами обращаем внимание на заботливое и доброе отношение к игрушкам, тем самым воспитывая такие нравственные качества как : отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам и близким людям [2].

Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки [3].

Работа по освоению нравственных качеств у дошкольников была положительной. У детей появилось желание помочь, успокоить, утешить, сказать ласковые слова сверстникам, близким людям, игровым персонажам.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдавали целевым прогулкам. Детям не только показывала действия, которые люди выполняют, но и объясняла значимость их труда для окружающих. Обращала внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняла, что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; когда знакомлю с трудом врача, подчёркиваю, что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям [2,3].

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что есть дети которые играли со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала различные приёмы. Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Таким образом, в результате проведенной работы дети охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Список литературы:

1. Карпова С. Н. Лысюк Л. Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников. /С. Н. Карпова Л. Г. Лысюк- М. : Изд-во МГУ, 1986

2. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры. / Н. А. Купина, Н. Е Богуславская - М. : Изд-во Просвещение, 1992

3. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

4. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника. / Е. В. Субботский. М. : Изд-во Просвещение, 2003.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Доклад «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» Традиционно считалось, что художественная литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников,.

Игра как средство развития нравственных качеств дошкольников Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста остается актуальным на сегодняшний день. В наше время мы всерьез задумываемся.

Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников «Советские или современные мультфильмы» Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников Советские или современные мультфильмы Заместитель заведующего.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Воспитание нравственных качеств детей посредством художественной литературы Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое.

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников Любой народ по-своему велик, Бесценен вклад его в наследство вековое. Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 16:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Самборецкая (УИ 309221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД