Яна Лебедикова
Консультация «Воспитание души ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Не все из вас, родителей, закончили музыкальную школу, не все вы поете и играете на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, его способностью к творчеству, и, в наиболее общей форме, с культурой вообще. Однако не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать, например, сонаты Шопена. А связано это с музыкальным «образованием» малыша в первые дни и месяцы жизни.
Новорожденный малыш с рождения учится распознавать особенности звучания слова, «музыку языка», слушая речь своих родителей.
Публикация «Консультация „Воспитание души ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна у мамы вызывать положительные эмоции, ведь ее психоэмоциональное состояние в огромной степени влияет на развивающееся в ее утробе дитя. Музыка должна быть спокойной, красивой, мелодичной, вызывать состояние «снизошедшей благодати». Восприятие музыки в определенной мере оказывает влияние на психику человека, вызывает разные эмоции и психические состояния: есть музыка депрессивная, вызывающая необъяснимую тревогу, страх; есть музыка успокаивающая, музыка для медитаций.
Если внимательно отнестись к своим ощущениям, вы сами сможете понять, какая музыка ребенку нравится больше, какая действует на него успокаивающе, какая возбуждающе, а какая вызывает беспокойство. После рождения малыш будет так же реагировать на ту же музыку; засыпать под музыку, которая приводила к его успокоению в утробе, радоваться и улыбаться при звучании музыки, которая ему нравилась.
Развивать музыкальный слух и знакомить с графическим изображением нотного письма можно всех детей без исключения, начиная с колыбели. Целью обучения музыке является воспитание души ребенка.
Музыкальные способности складываются из способности слышать и воспринимать музыку, способности ее воспроизводить. Третья составляющая — способность творить музыку.
Именно поэтому необходимо окружить ребенка миром мелодий. Не позже, чем в год, малыш должен увидеть поющего и играющего на музыкальном инструменте близкого, значимого для него человека. И будем помнить, что человеческий голос — самый совершенный «музыкальный инструмент». Поэтому так необходимо петь малышу песни с самого рождения и петь как можно больше, использовать при укладывании ребенка спать колыбельные (конечно, делать это лучше родителю, имеющему слух). Ребенок обязательно должен слышать, как поет мама.
Петь можно о чем угодно ( по принципу: что вижу, о том и пою, не обязательно определенные песни, можно петь даже без слов, ведь слова — лишь дополнение к музыке. Малышу всегда приятно слышать мамин голос. Если ребенок будет видеть, что мама поет, что это доставляет ей радость, то он тоже начнет петь. Если мама не будет петь, а ребенок будет слушать только записи, он может подумать, что музыка появляется только из этого ящика, и по-другому не бывает. Очень хорошо, если в семье поют: мама, папа, бабушка, дедушка. Ребенок будет смотреть, а потом сам запоет. Если все молчат, как рыбы, и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.
Именно поэтому надо ребенку петь самим, водить ребенка на разные праздники, где поют, танцуют, на улице, в концертном зале. Но ненадолго, минут на пять-десять, если есть такая возможность. Например, на праздник «день города», когда много музыки, танцев, различных выступлений. Можно сначала в одном месте послушать, потом в другом.
Не стоит ставить малышу с рождения, например, концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, сначала — простые мелодичные песни. Для этой цели можно использовать народные песни: и русские, и украинские, с простыми, приятными для слуха мелодиями, повтором припевов, легко воспринимающиеся и запоминающиеся. Можно использовать и детские песенки, которые тоже имеют простые мелодии и небольшой словарный запас.
Для прослушивания лучше предлагать малышу записи «живого» звука, не в электронной обработке. Это могут быть концертные записи, где слышны и смех, и восторженные крики в зале, и аплодисменты, которые формируют определенный эмоциональный фон восприятия музыки.
Малышу необходимо слушать музыку различных стилей и жанров, музыку различных исторических эпох или географических мест. Ребенку в первый год его жизни сложно долго концентрироваться на чем-то одном, он склонен к быстрому переключению внимания. Для полноценного восприятия музыкального произведения требуется именно длительная концентрация внимания, концерт — это не картина, которую можно окинуть одним взглядом, поэтому для малыша больше подойдут записи коротких отрывков музыкальных произведений разных композиторов или разных стран или стилей. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки, не похожие ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Это делается для того, чтобы сохранить интерес ребенка : у малыша будет возможность переключаться. Длительность отрывков не должна превышать 5-10 минут, иначе он потеряет к музыке интерес.
Нужно ли детей знакомить с авторами и говорить названия направлений?
В первый год жизни малыша не стоит углубляться в детальное изучение направлений. Можно, конечно, сказать, что это классическая музыка, а это фольклор и так далее. Можно назвать композитора и, если есть его портрет, показать. Но именно тогда, когда музыка звучит или перед прослушиванием, или после него. Абстрактно показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не имеет смысла. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора повесить на стену и говорить, например: «Мы с тобой слушаем произведение «В пещере горного короля», его написал Эдвард Григ. Вот его портрет. Он жил тогда-то, в такой-то стране». Рассказать сказку о нем. Заучивать же наизусть факты из жизни Эдварда Грига в год-полтора не имеет смысла.
Кроме того, ребенок для развития слуха должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения: шелест листвы, пение соловья, журчание воды, стрекот кузнечика, шум дождя, звуки работы двигателя отъезжающей машины. Дети любят слушать звуки, издаваемые животными и птицами, для них это очень интересно. С ребенком в год-полтора можно играть в игры с закрытыми глазами: определять, кому или чему принадлежит данный звук. Но для этого ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое, как звучат неодушевленные предметы. Например, вы слышите, что на улице гудит машина, вы говорите малышу: «Слышишь, на улице машина гудит». Точно так же, как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Хорошо играть в лесу, во дворе, пытаться определять, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Если мы не будем называть звуки, то малыш так и не научится их распознавать на слух.
услышать.