Галина Грабина
Конспект занятия «Волшебный мир звуков и букв. Звуки [К], [К’], буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить со звуками [К], [Кь] буквой[Ка], совершенствовать звуковой анализ слов.
Коррекционно – образовательные:
закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;
познакомить со звуками [К], [Кь] продолжать учить подбирать слова с заданным звуком на основе предлагаемых предметных картинок, по памяти; определять место звука К в слове (в начале, в конце, в середине);
продолжать учить определять количество слогов в слове;
продолжать учить составлять схему предложения;
Публикация «Конспект занятия „Волшебный мир звуков и букв, Звуки [К], [К’], буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
совершенствовать навыки звукового анализа.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонематический слух, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание;
учить четко произносить звук [К] и [Кь], дифференцировать их на слух и в произношении;
развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, желание оказать помощь сверстникам;
вызвать эмоциональный настрой детей на занятие;
формировать интегративные качества детей: любознательность, активность; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Предварительная работа:
разучивание стихотворений, физкультминуток о буквах;
знакомство с гласными и согласными звуками и буквами;
деление слов на слоги;
составление схем предложений;
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, пособие для игры «Рассели картинки в домики», фишки для составления схемы слова, фишки для игры «Подскажи словечко», карточки с буквами, предметные картинки со звуками [К]- [Кь], корзинки (синяя и зелёная, демонстрационное дерево, карточка с буквой К.
Раздаточный материал: счётные палочки, трубочки для составления схем предложений, набор букв для выкладывания слов КОТ, КИТ.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Логопед. Ребята, мы с вами уже здоровались, а сейчас поздороваемся друг с другом необычно. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Молодцы!
Посмотрите в окно. Какая погода за окном?
Дети: Светит солнышко (дети показывают пальчиками лучи солнца).
Набежали тучки (дети делают руки в кулачок).
Пошёл дождик (дети стучат пальчиком одной руки по ладошке другой руки).
Дождик закончился, налетел ветерок и разогнал тучи (дети делают кулачки и машут в одну, другую стороны).
Опять выглянуло солнышко (дети показывают пальчиками лучи солнца).
Логопед. Молодцы! Такая прекрасная погода, а наш язычок спит.
Ребята, может быть, мы разбудим наш язычок?
Дети: Откроем окошко (медленно открываем и закрываем рот, поём АУ).
Язычок проснулся (показываем язык –пя-пя-пя).
Язычок делает зарядку (покусать язык зубами).
Давайте почистим зубки (язык за верхними зубами произносим к-к-к, за нижними зубами произносим ка-ка-ка).
Логопед. Молодцы, разбудили язычок.
Основная часть
Логопед: (стук в дверь) Ребята, у нас сегодня гость. Это собака и зовут его Дружок.
Давайте с ним поздороваемся. Улыбнемся!
Дети: Дети улыбаются.
Для чего- то он к нам пришёл в гости?
Логопед: Давайте удивимся!
Дети: Дети удивленно поднимают брови.
Логопед: Он принёс нам письмо. Сейчас прочитаем его:
Я живу в волшебной стране Знаний.
Из нашей страны сбежала буква.
Помогите найти беглянку!
К сожалению, наше хорошее настроение испортилось. Мы хмуримся.
Дети: Дети нахмуривают брови.
Логопед: Но нас ждет что-то интересное. Покажите, как мы этому рады.
Дети: Дети улыбаются.
Логопед: Ребята, поможем Дружку?
Дети: Да.
Логопед: Хотите снова побывать в замечательной волшебной стране звуков и букв?
Дети: Да.
Логопед: Я думаю, нас ждут там интересные задания и игры. Вместе с нами отправится в волшебную страну Дружок. Он будет помогать нам. А кого мы должны найти? В письме еще что- то написано (читает письмо). Послушайте стихотворение и скажите, какую букву мы будем искать?
Есть нога, и есть рука. Получилась буква [Ка]. Посмотрите, как выглядит буква [Ка]. В какую сторону смотрит буква [Ка]?
Дети: В правую. Каждый ребёнок изображает букву[Ка] .
Логопед: Правильно, мы будем искать букву[Ка]. Когда мы произносим звук [К] - губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы. Язык выгибает спинку, «прыгает», касается нёба. Язык создаёт преграду для воздуха. Легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трудно.
Логопед: Мы можем пропеть звук [К]?
Дети: Нет, звук [К] не поётся, произносится коротко.
Логопед: Как вы думаете, звук [К] – гласный или согласный?
Дети: Звук [К] согласный, потому что при произнесении во рту есть преграда для воздуха.
Логопед: Давайте узнаем, звук [К] глухой или звонкий? Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук, почувствуйте – горлышко работает или молчит?
Дети: Горлышко молчит, значит, звук [К] глухой.
Логопед: Ребята, теперь мы знаем многое про букву [Ка]. Наше путешествие начинается. Добраться в волшебную страну, нам поможет не паровоз, а маленький?
Дети: Паровозик.
Логопед: Занимаем места - отправляемся.
Дети: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ
Логопед: Остановка «Живые звуки».
Логопед вызывает детей.
первый - Влад- звук К.
вторая - Лиза - звук О.
третий - Юра - звук Т.
Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
Дети: хором читают КОТ
Логопед: Какой звук 1-ый, 2-ой, 3-ий? Выполнение звукового анализа слова КОТ.
Теперь я вызову ещё детей.
первый - Серёжа- звук К.
вторая - Даша- звук И.
третий - Дима- звук Т.
Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
Дети: хором читают КИТ
Логопед: Какой звук 1-ый,2-ой,3-ий? Выполнение звукового анализа слова КИТ.
Логопед: Как слышится звук [ К ] в слове кот?
Дети: Твердо. Твердый звук [К] обозначим – квадратиком синего цвета.
Логопед: Как слышится звук в слове кит?
Дети: Мягкий согласный [Кь] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим квадратом зелёного цвета.
Логопед: Молодцы! Чем отличаются эти слова?
Дети: Гласными звуками (И - О). В слове КОТ звук [ К ] согласный, твёрдый. В слове КИТ звук [Кь] согласный, мягкий.
Логопед: Сделайте вывод звука [К].
Дети: Звук [К] - согласный, бывает твердым и мягким. Этот звук глухой.
Логопед: Мы продолжаем наше путешествие. Нас ждёт не самолёт, а маленький?
Дети: Самолётик.
Логопед: Занимаем места - полетели.
Дети: У-У-У-У
Логопед: Остановка «Хлопни в ладоши»
Я буду произносить слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в них звук [К] Внимание : Картина, конфета, дом, ложка, тарелка, кровать, осень, замок, телёнок, лето, котлета, котёнок, машина.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Мы продолжаем искать букву[Ка]. Нас ждёт не пароход, а маленький?
Дети: Пароходик.
Логопед: Занимаем места - поплыли.
Дети: Ы-Ы-Ы-Ы
Логопед: Остановка «Рассели картинки в домики».
Назовите картинку, разделите хлопками слово на слоги, посчитайте слоги и поставьте картинку в соответствующий домик.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Ребята, посмотрите, впереди болото. Давайте построим мостик.
Остановка «Составь предложение».
Слова перепутались. Давайте поставим слова в правильном порядке и прочитаем предложение. Составим схему.
БЕРЕГУ ЛЯГУШКА К ПЛЫЛА БОЛОТА. (Лягушка плыла к берегу болота.)
Логопед: Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую).
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками).
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр щенок наш– прыг! (прыгают на одном месте).
Логопед: Мы набрались сил и продолжаем искать букву [Ка]. Нас ждёт воздушный шар, а маленький?
Дети: Воздушный шарик.
Логопед: Занимаем места - взлетаем.
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш
Логопед: Остановка «Определи место звука в слове».
Определите, где слышится звук [К] в начале, середине или в конце слова?
Разложить предметные картинки:
Коза, утка, кот, индюк, курица, мышка, кочка, корова, бык, стакан, кровать, акула, цыплёнок, окно, собака, будка.
Логопед: Молодцы! Ребята, мы продолжаем путешествие. Приехала не машина, а маленькая?
Дети: Машинка.
Логопед: Занимаем места - поехали.
Дети: Р-Р-Р-Р
Логопед: Ребята, посмотрите, мы нашли букву [Ка]. Буква[Ка] зацепилась за ветку дерева. Чтобы достать букву [Ка], нужно построить лестницу из правильных ответов.
Остановка «Подскажи словечко».
Добавить слог [КА], произнести слово целиком.
Бул-ка, игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка, баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка, ромаш-ка.
Дети: правильно называют слова.
Логопед: Молодцы! Мы с вами нашли и спасли букву [Ка].
Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии.
Дети: Ответы детей.
Какую букву мы с вами искали и нашли?
Дети: Буква [Ка] .
Логопед: Какие звуки она обозначает?
Дети: Буква [К] обозначает звуки [К] - [Кь].
Логопед: Расскажите о звуках [К] и [Кь].
Дети: Звуки [К] и [Кь] согласные, глухие.
Логопед: Чем отличаются эти звуки?
Дети: Звук [К] согласный твёрдый, звук [Кь] согласный мягкий.
Логопед: Молодцы! Ребята, Дружок благодарит нас за помощь. На дереве живут волшебные Петушки.
Дети: Спасибо, Дружок.
Логопед: Мы возвращаемся домой.
Дети: До свидания, Дружок.