Ирина Куликова
Волшебный мир песка
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир песка»
Если бы у меня спросили,
назвать универсальную
всевозрастную среду,
то я бы ни на секунду
не сомневаясь, сказала «Песок»!
Мариэлла Зейц.
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления, все большую ценность приобретает умение креативно мыслить, находить неожиданное решение, а любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Поэтому, особое значение на сегодняшний день имеет развитие творческого потенциала личности. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, и родителей является индивидуальный подход к развитию творческих способностей ребенка. Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Таким образом, я пришла к выводу о необходимости использования технику рисования песком, которая создаёт ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Публикация «Волшебный мир песка» размещена в разделах
Песок – один из первых материалов, который ребё нок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности, самовыражения.
Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Прикасаясь к песку, вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.
И это совсем не удивительно – рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация обладает целым рядом положительных моментов:
1. Простота. Необходим стол-планшет с подсветкой и специальный песок.
2. Возраст ребенка. Рисовать могут даже годовалые дети.
3. Эстетичность. Выполненные ребенком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
4. Пластичность. Для того чтобы изменить, рисунок не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу.
В начале своей работы ознакомилась с методической литературой обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой.
Поставила перед собой:
Цели: 1 стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
2. развитие зрительно-моторной координации;
3. свободное владение кистями обеих рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решались следующие задачи:
1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени
2. обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4. упражнение пальцев и кистей рук;
5. развитие художественно-эстетического вкуса.
Для организации образовательной деятельности детским садом приобретено соответствующее оборудование - столы со стеклом для рисования песком в каждую группу и индивидуальные планшет в количестве 15 штук размером 50 х 50 с подсветкой. Подсветка может быть белая или цветная, зависимости от темы изобразительной деятельности и детского замысла, например: «Золотая Осень»- подсветка жёлтого цвета, «Летний лес» - подсветка зелёного цвета, «Морские обитатели» - синего.
Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Иногда мы можем пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие приёмы стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбираю с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов, и весёлые песенки про котят, слонят и весёлых лягушат. Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
В заключительной части проводим анализ детьми своих работ и рисунков товарищей. Иногда работы детей фотографируем для оформления фотовыставки.
Внутренний мир ребёнка чрезвычайно хрупок, поэтому при организации занятий рисования песком стараюсь проводить в доброжелательной, творческой атмосфере. В работе у детей нет жёстких рамок и правил. Как частью занятия использую игры и игровые упражнения, направленные на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил при работе с песком.
Сейчас хочу показать вам небошой фотоотчё т о проделанной работе:
(Слайды – игры с песком)
(Слайд – рисунки с занятий)
(Слайды мастер – класса)
По данной теме провела Мастер класс на МО, для педагогов детского сада и родителей.
Небольшой опыт работы показал, что использование техники рисования песком дает положительные результаты:
у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке;