Леся Глушенко
Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес и является средством, помогающим самостоятельно освоить исследовательскую деятельность. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Самостоятельно организованная деятельность характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений, но каким образом развить эту деятельность у дошкольников?
Публикация «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Для этого, по моему мнению, взрослым необходимо соблюдать ряд условий:
1. Организация центра экспериментально-поисковой деятельности, это может быть просто полочка или коробка со специальным материалом (Приложение №1, соответствующего требованиям:
• безопасности для жизни и здоровья детей;
• достаточности: материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр должно быть необходимое количество, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть и закреплять, полученные знания;
• доступности расположения материалов и оборудования.
2.Формулирование проблемных ситуаций должно идти от имени сказочных героев: Незнайки, медвежонка Умки и зайки Всезнайки, деда Зная и внучки Почемучки, которые многое хотят узнать и всем интересуются.
3. В центре для самостоятельного экспериментирования должны находиться различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет, чтобы дети смогли понять, осознать и провести предлагаемый эксперимент.
4. Многие дети отказываются от проведения собственного исследования, утверждая: «У меня не получится!», «А вдруг у меня вода разольётся?». Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру необходимо поддерживать их стремление исследовать все. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
5. Работа в центре требует соблюдение техники безопасности. Они очень просты и легко запоминаются:
- бери только нужные для работы материалы;
- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;
- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
- центр любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.
ПОМНИТЕ:
- никогда не заставляйте ребёнка ставить запланированный опыт, если вы видите, что у ребёнка нет к этому желания; а если он работает с увлечением, не прерывайте его только потому, что у вас закончилось время;
• разрешайте ребёнку варьировать условия опыта по своему усмотрению;
• пусть дети свободно общаются во время проведения опытов, ведь у них как раз в дошкольном возрасте формируется внутренняя речь;
- не следует слишком увлекаться графическим фиксированием результатов опытов: это дополнительная нагрузка для ребёнка и, кроме того, не все дети способны осознать смысл этой процедуры, а насилие при проведении опытов ничего кроме вреда не принесёт;
- не беда, если дети будут ошибаться, делать неверные выводы и предположения; это даже хорошо – пусть они самостоятельно убедятся в том, что были неправы;
- уделяйте особое внимание соблюдению правил безопасности, особенно если дети проводят опыт на собственном теле или теле другого ребёнка;
- всегда стройте свои отношения на основе партнёрства – это должно быть одним из основных условий работы;
- никогда не давайте никаких оценок успеху или неуспеху ребёнка; единственным показателем успешности должны быть интерес, радость и оживление на лице каждого малыша;
- многократно в течение года возвращайтесь к одному и тому же пройденному понятию, каждый раз рассматривая его под другим углом зрения;
- широко практикуйте решение логических и экологических задач, проводите праздники и конкурсы, создавайте проблемные ситуации, работайте с моделями;
- давайте детям знания малыми дозами;
- весь процесс должен вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.
Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Литература:
1. Артемьева Н. П. «Экспериментирование как средство развития самостоятельной
деятельности детей», 2013 год
2. Открытые интернет-источники
Воспитатель первой квалификационной категории Глушенко Л. А.
Приложение №1
Материал и оборудование
центра экспериментально-поисковой деятельности:
- семена разных растений (бобов, фасоли, гороха);
- шишки;
- камешки;
- различные кусочки ткани;
- бумага разного формата и качества;
- разнообразные пуговицы;
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
- лупы;
- сосуды для воды;
- "ящик ощущений" (чудесный мешочек);
- зеркальце для игр с "солнечным зайчиком";
- контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- сито;
- воронки;
- половинки мыльниц;
- формы для льда;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки).
Пусть дети экспериментируют всегда, везде и с любыми материалами!