Оксана Исоева
Экспериментальная НОД «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)
Форма организации: НОД, экспериментирование
• Учебно-методический комплект: Николаева С. Н. «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада, Москва, МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010
• Предметная среда. Сенсорика. Экология. Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие», Москва, 2007
Методы:
Словесный – загадки
Наглядный – мультимедийная презинтация
Игровой - физкультурная минутка
Практический – Экспериментирование
Оборудование:
Публикация «Экспериментальная НОД „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани. Магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы. Тарелки для раздаточного материала. Конструкция «Летающая бабочка».
Банки с водой, скрепки.
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на флешке, мультимедийная установка.
Цель и задачи Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
• познакомить со свойствами слюды и железной руды («Познание»);
• развивать представления о свойствах магнита и его использовании («Познание»);
• способствовать овладению действиями замещения, экспериментирования («Познание»);
• побуждать стремление выделять предметы, взаимодействующие с магнитом («Познание»);
• воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Земли «Социализация»);
• развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
Этапы (последовательность деятельности) Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Вводная часть
Загадки про магнит
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Ответ: Магнит
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в куче сена.
Ответ: Магнит
1. Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
-А всё ли притягивает магнит? - У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
-Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
- сложите предметы, которые «притянул» манит.
-Это гаечки, болтики, скрепки.
-А какие предметы магнит не притянул?
-Дети раскладывают по коробочкам предметы, которые магнит не притянул.
Пластмассовые пуговицы. Ткань бумагу. Деревянный игрушки, ластик.
Вывод - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
-Самостоятельная работа.
Основная практическая деятельность
Легенда о магните.
А теперь садитесь и послушайте.
(Звучит музыка).
-Я расскажу вам одну старую легенду.
Звучит спокойная музыка.
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
-Понравилась вам эта легенда?
-Почему же магнит так назвали?
Пальчиковая гимнастика
-Давайте приготовим наши пальчики.
-Этот пальчик мой танцует
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лёгкий-лёгкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребёт, как мышка.
А большой мой толстячок,
Тот улёгся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку.
Игра-опыт «Собери фигуру»
Действует ли магнит через другие материалы?
-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
Игра-опыт «Не замочив рук»
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Вывод - Магнитные силы проходят через стекло
Игра-опыт «Бабочка летит»
-Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
-Бабочка летит.
-А почему?
-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
-Что двигает бабочку? (магнитная сила).
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон.
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
Вывод - Магнитная сила проходит через картон.
-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это второе свойство магнита.
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой.
- Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.
-Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.
-Ребята, давайте оставим своих бабочек в подарок волшебникам.
-А теперь ребята подойдите к магнитной доске. Посмотрите, у нас на доске магнитный конструктор. Попробуйте собрать разные фигуры.
-Давайте, посмотрим, что у вас получилось.
Заключительная часть
Рефлексия.
Вопросы детям
Воспитатель:
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.
-Действует ли магнит на расстоянии?
-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
Магнитные свойства сохраняются в воде.
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.