Светлана Бондаренко
Консультация для воспитателей «Волшебные полоски»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Одна из важнейших задач воспитания «маленьких почемучек» - развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.
Публикация «Консультация для воспитателей „Волшебные полоски“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формирование математических представлений по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Любая умственная задача (путь решения) реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особаю роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек Кюизенера — полоски (можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона. На каждого ребенка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой игры). Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть нс меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее. Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе. В то время как полоски можно размещать как на столе (в горизонтальной плоскости, так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости). С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребенку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с цветными полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность ребенку выбирать действия самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать образовательную деятельность с детьми, дайте им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно наблюдайте за тем, как дети играют с палочками (полосками) : выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно-ролевую или самостоятельную игру и т. д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать) :
— полосок много, они разпых цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);
— полоски одинакового цвета, полоски разного цвета;
— одни полоски длиннее, другие короче.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей позволит педагогу получить информацию о направленности интересов каждого ребенка, о том, насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает, о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом, об уровне развития того или иного ребенка.
Условное обозначение
Цвет
Размер
1
Белый
2x2
2
Розовый
2x4
3
Голубой
2x6
4
Красный
\2x8
5
Желтый
2x10
6
Фиолетовый
2x12
7
Черный
2x14
8
Бордовый
2x16
9
Синий
2x18
10
Оранжевый
2x20