Бретанчук Ольга Ильинична
Конспект занятия «Военно-патриотическое воспитание в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Военно-патриотическое воспитание в школе»
Есть в славном городе Севастополе прекрасная школа,в которой как нигде отражена тематика патриотического воспитания.
Тема патриотического воспитания подрастающего поколения являлась актуальной во все времена. Еще В. Г. Белинский в своих трудах отмечал, что всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Любить свою Родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому. По мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от воспитания.
Публикация «Конспект занятия „Военно-патриотическое воспитание в школе“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Принята к действию государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", в которой конкретизированы цели и задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно:
• совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан;
• активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
• формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
• обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
• формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи.
В национальной доктрине образования в РФ, утверждённой федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом, обозначены пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования в этом направлении на период до 2025 года.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание, как ее компонент, во все времена была и остается школа. Формирование и развитие патриотических чувств - важнейшая составляющая процесса воспитания. С младшего школьного возраста воспитывается доброта, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России. Эта систематическая и целенаправленная работа объединяет усилия педагогов, семьи и общественности.
В Программе патриотического воспитания учащихся нашей школы такое взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное. Целью его является осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, руководство ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Представлено мероприятиями, направленными на осознание историко-культурного наследия Отечества, Севастополя, как малой Родины, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в родном городе и обществе.
Гражданско-патриотическое. Связано с формированием правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Нацелено на формирование активной жизненной позиции, проявление благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности служения Отечеству и защите Родины.
Духовно нравственное,историческо-краевеческое,героическо-патриотическое, и др.
Одно из немаловажных направлений деятельности школы спортивно-патриотическое, где формируется морально-волевые качества: выносливость, ловкость, спокойствие, сила физическая и духовная, мужество,дисциплинированность, умение побеждать, желание заниматься физической культурой и спортом.
Школьная система героико-патриотического воспитания позволяет решать задачи патриотического воспитания обучающихся и прививает интерес к истории Отечества, истории Вооруженных Сил РФ, способствует укреплению физического и духовного здоровья учащихся. Активизируется участие школьников в военно-спортивных соревнованиях, повышается уровень толерантности, мотивации, готовности к защите Отечества. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.
Во всей системе образовательно-воспитательной деятельности школы девизом являются слова из Гимна школы :
Мы учимся в школе как в мире нам жить,
Трудиться на совесть, мечтать и дружить.
Прекрасный и гордый девиз у нас есть:
Быть смелым, отважным, хранить свою честь.
Главное дело школы – растить достойных граждан великой страны – России.
На уроках дети учатся анализировать явления, утверждают свое "Я", формируют самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности. Учитель организует проведение разнообразных подвижных игр и способствует воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, точном выполнении правил. Развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др. В наибольшей степени этому способствуют строевая подготовка и физические упражнения, требующие проявления смелости: лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, комплексные силовые упражнения, силовая подготовка, подтягивание, подъем переворотом и выход силой на перекладине и т. д. Необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают школьников преодолевать боязнь, проявлять выдержку, совершенствовать физические показатели.
Еще больший спектр возможностей обучающихся предоставляет внеурочная деятельность. Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, всестороннее развитие личности, пропаганда здорового образа, выявление лучших спортсменов школы, формирование сборных команд для участия в городских и областных соревнованиях способствует формированию гражданской и патриотической позиций школьников. Спортсмены-школьники стремятся прославить свой коллектив, свою школу новыми спортивными достижениями.
Особую значимость для севастопольских школьников, детей военнослужащих ЧФ, приобретает воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил РФ. Учащиеся школы принимают участие в следующих мероприятиях:
1. Всероссийский детско-юношеский литературно – художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!». (С 2009 по 2012 призерами конкурсов стали 132 учащихся 5 -10 классов). Данный конкурс проводится с 1 октября по 28 февраля,посвященный тематике Великой Отечественной войне. и включает в себя ответы на 15 вопросов викторины, написание сочинения или эссе по одной из 8 предложенных тем. По этой теме нужно было сделать рисунок,коллажи, плакаты и поделки по выбранной теме. Вопросы викторины были разбиты на 3 возрастные группы. Победители и лауреаты приглашаются в Москву для подведения итогов, вручения наград во время празднования Дня Победы за счет МО РФ.
Из нашей школе победителями стали такие ребята, как Иванов Максим уч-ся 10-Г класса, Ковальская Оксана уч-ся 7-Б класса, Фомина Дарья 2-Б класс, уч-ся 2-В класса - Халяпина Елизавета, Ивашев Владимир, Литвинюк София и многие другие.
2. Участие в международных викторинах «Дорогами подвига и славы».
3. Участие в межрегиональном военно-патриотическом лагере «Честь имею» (Октябрь - ноябрь 2014 г.)
На протяжении этих двух лет, после исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, ВПЦ «Вымпел» ведет активную работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Крымском федеральном округе.
Лагерь «Честь имею!» — Севастополь-2014
В октябре 2014 г. прошел Межрегиональный молодёжный лагерь «Честь имею! — Севастополь2014». В лагере приняли участие более 50 детей из Севастополя, Крыма и других регионов России, в том числе и учащиеся нашей школы Ишутин Сергей, Шаипов Т., Ермишко М, Мяктинов Е, Сурайкин Е.
Участие севастопольской молодёжи в Межрегиональной программе патриотического воспитания молодежи «Честь имею!» стало темой встречи в Доме Правительства Севастополя, где губернатор Севастополя Сергей Меняйло вручил сертификаты десяти севастопольским школьникам, направленным в этот лагерь.
В Севастополе на площади имени Нахимова васильковые береты Президентского полка были торжественно вручены воспитанникам этого лагеря. «Севастопольский рубеж» — так называлось это событие, объединившее ребят из нескольких регионов России и посвящённое 230летию Черноморского флота России.
По окончании лагеря прошел семинар для инструкторов и преподавателей военно-патриотических клубов Севастополя и Симферополя.
4. Участие в литературно-художественном конкурсе «Юность, опаленная войной» (2014 г.).
Целью литературно-художественного конкурса является приобщение учащихся школы к героическому прошлому нашего города, к подвигу его освободителей. Развитие патриотизма и исторического сознания.
На конкурсе были представлены стихотворения и рисунки, фотографии участников боёв за Севастополь. Стихотворения были посвящены Великой Отечественной войне и освобождению Севастополя. Рисунки – иллюстрации к литературным произведениям или иллюстрации к рассказам о детях-героях, фотографии участников боёв за Севастополь.
Участие в международном конкурсе авторских детских стихотворений «Строки, опаленные войной» (2- место Колошин Дмитрий 2013 г., Донецк).
5. Участие в международных слетов постов № 1 (Ставрополь -2007 г., Минск -2009 г. ,Брест -2012г.)
Наши ученики постоянно участвуют в международных слетах постов №1. Состав караула проявляют высокие патриотические качества, ответственность при несении Вахты Памяти.
6. Конкурс фотографий памятников, посвященных ВОВ (два1-х места, два 2-х места и одно 3-е место, Донецк)
7. За все годы существования школы в военные учебные заведения поступили 401 ученик, еще 32 выпускника выбрали службу по контракту.
До сих пор приходят письма на адрес нашей школы благодарности от руководителей высших военных заведений за хорошее воспитание, высокий уровень подготовки –патриотического воспитания наших выпускников школы.
8. Участие в мероприятиях «Знамена победы» на Сапун горе, г. Севастополь.
9. Ежегодно юноши 10 класса участвуют в 5 – дневных сборах на Водно-спортивной базе.
10. В школе на протяжении 5 лет существуют военно-морские классы.
Центром военно-патриотической работы в школе является образцовый кабинет ОБЖ, при котором военруком школы, Игнатенковым В. И, капитан 1 ранга в отставке, образование высшее, работает заместителем директора Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8».его усилиями создан музей Боевой Славы, где помещены материалы поисковой работы, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.
Школьная система военно-патриотического воспитания позволяет решать задачи патриотического воспитания обучающихся и прививает интерес к истории Отечества, истории Вооруженных Сил РФ, способствует укреплению физического и духовного здоровья учащихся. Активизируется участие школьников в военно-спортивных соревнованиях, повышается уровень толерантности, мотивации готовности к защите Отечества. Создаются благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности.
Наши достижения
Литература
1. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5. 7.
2. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 30 декабря 2015 г. № 1493
МОСКВА
3. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. Часть IV Санкт-Петербург. В тип. Ильи Глазунова и Комп. 1844 В 12-ю д. л. 192 стр.
4. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений. В двадцати томах. Т. VII. [Произведения] 1864-1871. М., 1969. Из очерка «Сила событий» С. 180-181
Автор : Бретанчук Ольга Ильинична
г. Севастополь
2017 г.