Екатерина Олеговна Крошина
Проект по работе с детьми средней группы «Вода в жизни людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода в жизни людей
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - «Детский сад №80»
(от 4 до 5 лет)
подготовила и провела
воспитатель: Крошина Е. О.
Публикация «Проект по работе с детьми средней группы „Вода в жизни людей“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
г. Барнаул, 2023
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма проведения: Опытно-экспериментальная.
Цель: Представления о воде как о явлении в природе.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
3. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, ввести в активный словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.
5. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
6. Воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу,
Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, кофе, гуашь цветная, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, салфетки.
Методические приё мы:
- Беседы о воде: «Где живет вода», «Кому вода необходима и зачем», «Вода слышит».
- Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
- Чтение художественной литературы о воде, познавательного характера. Экологические сказки
- Заучивание стихов. пословиц о воде.
- Практические: опыты с водой
- Просмотр мультфильма "Путешествие ручейка".
- Инсценировка экологического спектакля «Путешествие любопытной капельки»
- Работа с родителями. Выставка рисунков «Волшебная капелька» Сочинение сказок и рассказов про капельку. Оформление альбома.
Приложение № 1
1. Беседа о воде: «Где живет вода»
Включается аудиозапись «Ручеек».
- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
- Да, правильно это ручеек.
Отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шуршит. Что это? (вода)
- Капелька из чего состоит? (Из воды.) И живет она где? В воде.
Молодцы. А где мы можем встретить воду? (В реке, море, кране, в озере, в пруду, в луже, в океане и т. д.)
Физминутка:
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела, капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало, солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда. Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки - и плывут по небу тучки.
Воспитатель: Ребята, а Капелька прислала вам загадки.
Сама не пьет, а нас заставляет. (Вода).
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Он и льет, и льет, и льет. Мокрая погода.
Может, это вертолет Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь)
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою (Вода)
Воспитатель: Ребята, а вы любите дождик? Вам нравится наблюдать за ним из окошка? А какой бывает дождик? (Ответы детей).
Воспитатель:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды).
2. Беседа о воде: «Кому вода необходима и зачем»
В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
(Показ и рассматривание картинок)
- Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растения. А для чего нужна нам вода? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, поливать цветы.) А могут ли люди, растения, животные жить без воды?
Дети: Нет.
В: Правильно, не могут. Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. поэтому нужно воду беречь и охранять. Без надобности не оставлять кран открытым, не бросать мусор в реки.
Воспитатель читает стихотворение:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
3. Без воды прожить не могут
Птицы, звери, человек
И поэтому всегда Всем, везде нужна вода!
Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря и не загрязнять.
Ребята давайте послушаем стихотворение о воде:
Я Родничок веселый
И звонкий как Ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Тогда прошу за столы!
Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки - Устали мои руки.
3. Беседа о воде: «Вода слышит».
Воспитатель: Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп.
Вот что они увидели (картинка с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми.
(картинка с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (Ответы детей)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней, и мы можем заболеть.
Приложение№ 2
Опыты с водой
1. Опыт. Вода-это жидкость, она течёт, переливается
- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается, переливается в другой стакан
- Что делает вода? Дети (льется, течёт, переливается)
- Вода – это что? Дети (жидкость)
Вывод: вода – это жидкость, она течет, переливается.
2. Опыт. Вода прозрачная, бесцветная.
На столе стоят два стакана: один с водой, другой-с молоком
-Дети, я положу в оба стакана чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
-Дети (вода-прозрачная, бесцветная, в ней видно ложечку)
-А какого цвета молоко?
-Дети (белого, поэтому в нем ложечку не видно)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
3. Опыт. У воды нет запаха
-Дети, наклонитесь и понюхайте воду в стакане, пахнет ли она? А теперь понюхайте стакан с соком, пахнет ли он? Дети (вода не пахнет, у неё нет запаха, а сок пахнет)
Вывод: у воды нет запаха
4. Опыт. У воды нет вкуса
-Ребята, а теперь возьмите в руку стакан и попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?
-Дети (нет)
-А теперь возьмите стакан с соком и попробуйте его, есть ли у него вкус?
-Дети (да, есть сок вкусный, сладкий)
Вывод: у воды нет вкуса
5. Опыт. Лёд - твёрдая вода.
-Дети, возьмите в руку то, что лежит на тарелочке. Что это? - Дети (лёд)
-Какой лёд - теплый или холодный? Из чего образовался лёд? – Дети (из воды)
-А если долго держать лёд в руке, что с ним произойдёт? Дети (растает, превратится в воду)
Вывод: лёд-это твёрдая вода.
Давайте перечислим все свойства воды, о которых мы узнали в результате проведения опытов.
-Дети (Вода-это жидкость, она прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха, нет вкуса, вода может быть твёрдой в виде льда.)
Приложение 2
Игры с водой.
Игра «Разноцветный лед»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Содержание.
Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.
Игра «Веселые кораблики»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Содержание.
дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.
Игра «Нырки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание.
Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.
Игра «Ловкие пальчики»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
Приложение 3
Театрализованное представление
«Как волшебная капелька помогала нашей планете»
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие зрители, мы покажем вам сказку, не простую, а экологическую. Жила-была на свете любопытная капелька с подружками. Она любовалась красивыми бабочками, порхающими над полянкой, играла вместе с веселым ветерком, который шелестел листочками деревьев. Слушала мелодичный звон колокольчиков.
Танец капельки с бабочками (Детская песенка «Бабочка по небу летит»)
Но вдруг однажды капелька загрустила.
Капелька:
Я живу в этой речке уже долго и ничего интересного не происходит. А мне так хочется отправиться в путешествие.
Ведущий:
И тут пригрело солнышко и капелька стала легкой. И полетела она по голубому небу и вдруг видит… (выходит Мишка, находит спички)
Ведущий:
Нашел Мишка коробочку со спичками. Взял он одну спичку и зажег ее по коробочке. Спичка загорелась, испугался Мишка и бросил ее на землю. Тут же пламя взвилось вверх
Мишка: Пожар! Пожар! Помогите!
Ведущий: Тут отважная капелька спустилась на землю и потушила пожар.
Капелька: Никогда больше не бери спички в руки и не играй с ними, а то можешь спалить весь лес
Мишка: Спасибо тебе, храбрая капелька! Я больше никогда не буду играть со спичками.
Ведущий: Капелька, довольная тем, что удалось помочь Медвежонку, отправилась дальше.
(выбегают волк и лиса, «едят» и бросают мусор)
Капелька: Что вы делаете? Зачем засоряете свой лес?
Волк: Подумаешь, засоряем. Только несколько баночек и пакетов бросили.
Лиса: Ой, ой, ой, больно!
Волк: Что с тобой?
Лиса (садясь на пенек) : Я лапку об банку поранила (плачет)
Капелька: Вот видишь, нельзя разбрасывать мусор, его нужно складывать в мешок и выбрасывать в специальные места. Давай я промою твою ранку.
Лиса: Спасибо, у меня уже лапка не болит. И мы сейчас соберем весь мусор.
Волк: И больше никогда не будем разбрасывать (собирают мусор в пакет, уходят)
Ведущий: Пролетая над полянкой, капелька увидела красивые цветы, только они почему то грустили
Танец цветов П. И Чайковский «Вальс цветов»
Капелька: Цветочки, что случилось? Почему вы грустите?
Цветочек 1: У нас случилась беда: на полянке играли дети и оборвали лепестки нашего друга колокольчика
Цветочек 2: И теперь он болеет и совсем не веселит нас своим чудесным звоном
Капелька: Да, это очень плохо. Подождите, я сейчас приведу свою подружку лисичку, и мы придумаем, как ему помочь
Лиса: Я подарю ему красивую ленточку (завязывает). А ты не переживай, следующей весной ты опять расцветешь и будешь еще красивее.
Капелька: А я полью тебя
Ведущий. Вот так одна маленькая капелька, может помочь одной большой нашей планете.
Все герои сказки выходят на середину и поют и танцуют под песню (А. Яранова Капельки топ, топ, капельки прыг, прыг.)