Ольга Ошанина
Конспект занятия «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи: Развивать познавательные процессы дошкольников, их произвольность; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы: Кувшин с водой; различные емкости; сахар; соль; краска разног цвета; чайная заварка; лед; электрический чайник; мячик; сладости для угощения.
Ход занятия:
Воспитатель:- «Дорогие ребята, посмотрите внимательно, что у меня стоит на столе? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?» (ответы детей).
- «Сейчас я загадаю вам загадку, и ответ будет темой нашего занятия».
Публикация «Конспект занятия „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Загадка: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- «Правильно ребята, сегодня мы поговорим о воде. О ее свойствах. Вот посмотрите у меня на столе стоит кувшин с водой, и первое свойство и состояние воды – жидкое. Сейчас я буду наливать воду в различные емкости, и вы мне скажите, что происходит с водой»? Воспитатель наливает воду в стакан, в пробирку или бутылку и на тарелку.
- «Что происходит с водой»? ( ответы детей: вода льется и изменяет свою форму, в зависимости от емкости.)
- «Да, ребята вода в жидком состоянии может изменять свою форму. А теперь я хочу предложить вам попробовать воду на вкус». Воспитатель предлагает детям сделать по глотку воды.
- «Кто мне скажет, какая вода на вкус»? ( ответы детей: вода простая).
- «Правильно ребята, вода не имеет вкуса – она безвкусная.
- «А как вы думаете, может ли измениться вкус воды»? (ответы детей).
- «Вот сейчас я опущу в воду кусочек сахара. Что станет с сахаром? ( ответы детей: он растает). Правильно, а теперь давайте попробуем воду, и вы мне скажите какая вода»? Воспитатель дает детям попробовать воду.
- «Ну что скажите, какой вкус у воды»? ( ответы детей: вода сладкая).
- «Правильно ребята, вода стала сладкая».
- «А как еще можно изменить вкус воды? Давайте попробуем ее посолить». Воспитатель солит воду, и дает попробовать детям.
- «Какой вкус стал у воды, после того как я ее посолила»? ( ответы детей: вода стала соленая).
- «Правильно ребята, вода стала соленая».
-«А сейчас я предлагаю всем встать со стульчиков и провести небольшую физкультминутку».
Физкультминутка:
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-Буль —
Упала шапка.
(Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
- «Молодцы ребята, занимаем свои места на стульчиках и мы продолжаем. Мы узнали какая вода на вкус и как она может измениться. А сейчас, я хочу поговорить с вами о цвете воды». Воспитатель показывает воду в прозрачном стакане.
- «Кто мне скажет, какой цвет у воды»? ( ответы детей: нет цвета).
- «Да ребята, в стакане вода прозрачная или бесцветная».
- «А как вы думаете, можно изменить цвет воды, и когда мы это делаем»? ( ответы детей: да можно).
- «Конечно можно, когда мы рисуем красками и моем кисточку в воде, мы окрашиваем воду в цвет краски». Воспитатель предлагает детям взять кисточки с красками и окрасить воду в своих стаканчиках. Дети выполняют задание.
- «Вот видите, вода в ваших стаканчиках приобрела цвет. А когда еще мы окрашиваем воду»? Воспитатель наливает в стакан воду и опускает в него чайный пакетик.
- «Что произошло с водой»? ( ответы детей: вода превратилась в чай).
- «Молодцы ребята, но этот опыт мы проведем немного позже. А сейчас давайте подведем небольшой итог: что мы с вами узнали о воде»?
Воспитатель предлагает игру.
Игра: «Назови свойства» :
Дети встают полукругом, воспитатель бросает мяч ребенку с вопросом - «Вода какая»? Ребенок получая мяч отвечает, называя свойство воды (жидкая, бесцветная, безвкусная, сладкая, соленая и т. д.).
Дети садятся на свои стульчики и занятие продолжается.
Воспитатель: - «Мы с вами поговорили только об одном состоянии воды – жидком».
- «Запасы воды на земле могут быстро закончиться, если мы не будем бережно относиться к воде. Когда мы пользуемся водой, при умывании надо закрывать кран, чтобы вода не текла просто так. Как говорится в поговорке: «Не убережёшь каплю, вытечет океан». Помните об этом, ребята».
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
- «А сейчас, я хочу вам предложить, познакомится с еще одним состоянием воды». Воспитатель показывает детям лед.
- «Кто знает, что это такое»? ( ответы детей: это лед).
- «Правильно ребята, это лед. А что такое лед, и как он получается»? ( ответы детей: заморозить воду).
- «Молодцы, лед это замороженная вода. То есть вода, по мимо жидкого состояния, имеет еще одно состояние – твердое. А сейчас возьмите все по льдинке в руки и скажите мне какая льдинка»? ( ответы детей: льдинка твердая, холодная).
- «Отлично ребята, льдинка холодная и твердая. А что происходит с льдинкой после того, как вы подержали ее в руках»? ( ответы детей: она начала таять).
- «Правильно, льдинка начала таять, а почему, как вы думаете»? ( ответы детей: потому что рука теплая).
- «Какие вы молодцы, конечно в тепле льдинка тает. А как вы думаете как можно изменить лед»?
- «А изменить лед можно только тогда, когда он растает и станет водой. Его можно будет покрасить или изменить вкус, а потом опять заморозить, только так лед может измениться, в твердом состоянии его изменить нельзя. Если только у нас будет большой кусок льда, его можно будет расколоть».
- «Ну а теперь, я хочу познакомить вас с еще одним состоянием воды. Для этого мы включим чайник в розетку и будем наблюдать».
Воспитатель включает чайник и вместе с детьми смотрит, объясняя, что происходит.
- «Чайник включился, сначала вода немного помутнела, потому что тепло стало поступать в воду, появились первые пузырьки, вода начала закипать. Посмотрите, с появлением пузырьков, из носика чайника показался легкий пар. Чем сильнее закипала вода в чайнике, тем сильнее выделялся пар. Пар поднимается вверх и быстро исчезает».
- «Вот ребята, мы сейчас с вами наблюдали еще одно состояние воды – газообразное».
- «Что мы с вами можем сказать о газообразном состоянии воды»? ( ответы детей: пар горячий).
- «Молодцы, вы назвали основной признак пара. Могу добавить: пар бесцветный, летучий».
- «А где, кроме чайника, мы можем увидеть пар»? ( ответы детей: из трубы на улице тоже идет пар).
- «Правильно, особенно хорошо виден пар, когда в холодную погоду топятся печки, тогда пар поднимается в небо и образует облако».
- «Вот и подходит к концу наше занятие. Чтобы закрепить полученные сегодня знания, я хочу поиграть с вами в игру».
Игра «Превращение» :
Воспитатель: - «Вода может быть в разном виде: жидком, твёрдом, газообразном.
Давайте поиграем. Я буду вам называть слова, в которых прячется вода, а вы — изображать их. Если в слове спряталась жидкость, вы будете ходить по комнате, если спрятался газ — танцевать, если же оно «твёрдое», то возьмём кого-нибудь за руки и изобразим какую-нибудь фигуру».
Слова: лёд, снег, озеро, пар, море, град, облако, дождь, туман, океан и др.
Дети играют в игру.
- «А теперь я хочу подвести итог нашего занятия. Сегодня вы показали очень хорошие знания и активность, были очень дружны. Поэтому, я предлагаю всем вместе устроить чаепитие».
Дети с воспитателем садятся за накрытый к чаю стол, сами заваривают себе чай (последний опыт, по изменению свойства воды, и угощаются чаем с печеньем и конфетами.
Конец занятия.