канунникова светлана владимировна
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Занимательная математика»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Что такое мышление? Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребёнка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
Поэтому передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.
Работая в детском саду, я наблюдала, что у детей моей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать своё решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам.
Именно поэтому данная тема меня заинтересовала и побудила к изучению материала по данной проблеме. Я обратилась к трудам таких учёных, как Пётр Яковлевич Гальперин, Жан Пиаже, Николай Николаевич Поддъяков. Поняла, что развитие мышления ребёнка непосредственно связано с предметной деятельностью, манипулированием предметами; поняла, что развитие логического мышления у детей будет эффективнее, если систематически использовать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие. Поставила перед собой цель: развить логическое мышление дошкольников посредством логико-математических игр.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Но, в то же время, математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Я поставила перед собой цель:
Создание условий для развития логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр.
Для достижения цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду группы разнообразными логическими играми.
2. Составить картотеку логических игр, математических загадок, ребусов и т. д.
3. Составить план работы с родителями по данной теме.
4. Определить эффективность влияния дидактических игр на развитие логического мышления.
Чтобы работа по развитию логического мышления была эффективной, она должна проводиться не от случая к случаю, а систематически, носить регулярный характер. Поэтому главным направлением моей работы стала реализация проекта «Занимательная математика», который позволил мне решить все поставленные задачи. Работа над данным проектом проходила в три этапа.
Первый этап - Подготовительный
На этом этапе я создала в группе математический уголок, где расположила дидактические игры по развитию логического мышления; подобран индивидуальный раздаточный материал. создана картотека ребусов, математических загадок, логических задач.
Главный принцип его оформления – доступность. Всё, что в нём предоставлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры математической направленности. Я подобрала для своих воспитанников ребусы, математические загадки, логические задачи.
Работа на втором – основном этапе в течение учебного года.
На данном этапе я проводила игровые занятия с детьми старшего дошкольного возраста в течение учебного года, направленные на изучение состава числа, на умение ориентироваться в пространстве, на изучение геометрических фигур. Занятия проводились в увлекательной игровой форме, с применением развивающих игр. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задач. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В математическом уголке появились игры, как Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребёнок без усилий, познаёт все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребёнок «открывает» для себя маленькие истины.
Кроме известных игр в нашем математическом уголке множество логических игр, которые изготовила я сама. Это такие игры как «Математические пазлы», «Математическая гирлянда», «Радужный мостик», «Весёлый счёт». Игры позволяют закрепить с детьми прямой и обратный счёт в пределах десяти, учат работать с числовым рядом. А также игры, позволяющие закрепить умение соотносить количество предметов с определённой цифрой: «Посади божью коровку на свой цветок», «Мухоморы», «Поймай рыбку», «Поставь цветок в вазу» с помощью которых ребята упражняются производить арифметические действия.
Для того чтобы дошкольникам было проще понять, что такое состав числа, я сделала следующие математические игры: «Найди свой гараж», «Числовые ракеты», «Собери цветок», «Засели свой домик».
Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога – рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.
Игры «Покорми крокодила» и «Угощение для зверят» дают детям возможность закрепить умение считать предметы; сравнивать группы предметов между собой, овладевать понятием «больше – меньше».
Такие настольные логико - математические игры, очень привлекают внимание детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети – дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребёнку. Как гласит древняя пословица: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю. Я делаю – и я понимаю»
Свою работу над проектом я вела в тесной взаимосвязи с родителями. Я разъяснила родителям важность темы моего проекта, познакомила их с занимательным материалом, подчёркивая его игровой характер, вызывающий интерес к нему детей и взрослых. Провела консультацию для родителей о видах занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Говоря об играх с математическим содержанием, давала рекомендации по их изготовлению вместе с детьми. В уголке для родителей периодически вывешиваю материал с конкретными рекомендациями по руководству отдельными видами логических игр. Благодаря родителям у нас в группе появился напольный дидактический материал «Радужный мостик». С помощью такой игры мы с ребятами выучили все цвета радуги в стихотворной форме.
Так же была проведена математическая викторина с участием детей и их родителей, где ребята смогли продемонстрировать полученные знания и навыки, а родители получили массу позитивных эмоций.
В результате совместной работы с родителями, мы стали союзниками, способными решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей. И в этом немаловажную роль играли подобранные нами игры.
На заключительном этапе я провела открытое занятие для воспитателей нашего детского сада. Так же подготовила выставку дидактического материала, логических игр и головоломок, изготовленных своими руками. А вниманию родителей была представлена презентация по итогам проведённой работы по проекту.
В результате работы над проектом я добилась положительных моментов:
- повысился интерес к занятиям по математике;
- дети успешно справляются с логическими заданиями, с удовольствием играют в игры математического содержания;
- обогатилась речь детей математическими терминами (такими, как названия геометрических тел, пространственных отношений, математических действий);
- дошкольники усвоили количественный и порядковый счёт в пределах 10;
- дети научились сопровождать свои действия объяснениями.
Таким образом, благодаря внедрению в практику логических игр и реализации проекта «Занимательная математика», стало возможным повысить уровень развития логического мышления моих воспитанников.
Работа в рамках проекта завершена, но впереди у нас есть время для новых идей, для новых открытий.