Бычкова Валентина
Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В то время когда внедряется наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Актуальность выбранной темы:
В начале учебного года я задумалась над темой образования,Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет,
Публикация «Самообразование по теме „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе-это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту,лаконичность,приобщается к культуре своего народа,получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества,несет в себе все формы общественного сознания,включает в себя огромное количество информации,устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Работу я начала с совместной деятельности детей,в свободное от занятий время,во время наблюдений и игровой деятельности. На занятиях,для создания игровой мотивации,использовала сюжеты из сказок,сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.
Использовала произведения устного народного творчества при умывании,одевании,кормлении,укладывании спать,в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения,стихи сопровождала действиями,и наоборот,действия сопровождала чтением,обыгрывала их. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную жизнь.
В работе с детьми большое внимание уделяла потешкам. Потешки доставляют детям радость. В них слышна народная речь,стихотворный ритм,богасттво оттенков слов. Когда я читала потешки,дети затихали,улыбались,то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие,но они существуют в разных формах. В своей работе с детьми я использовала картинки (предметные,сюжетные,так детям легче запоминается потешка).Перед чтение потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение сказок показом действий,описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Приятно было наблюдать,как дети использовали их во время игры или режимных моментах.
Кроме этого,я предлагала детям приллюстрировать ту или иную пословицу,поговорку. Умение передавать художественный образ в рисунке,расширял возможность его выражения в слове. Для выработки четкой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе,потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором,всеми,а также по рядам или небольшими группами.
Загадки-это упражнение для детского ума. Они развивают сообразительность. Загадки использовала не только во время занятий,но и во время беседы,рассматривания картин,во время дидактических,наблюдений и подвижных игр. Когда я загадывала детям загадки,то обязательно выставляла на стол игрушки,иллюстрации. Дети быстро находили отгадку.
Сказки доставляли детям большую радость. Они внимательно их слушают,активно переживали,быстро усваивали эпитеты в разговорной речи (тятет –потянет,лягушка –квакушка и т. д.)Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации,более смелые могли пересказать сказку. Каждый день стараюсь познакомить детей сновой сказкой. Через сказку дети овладевали языком своего народа,знакомились с родной природой,укладом жизни,учились преодолевать трудности,быть добрыми,храбрыми,отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогощения словарного запаса рассматривала с ними красочные иллюстрации к сказкам,подчеркивала при этом колорит предметов быта,одежды,обстановки,в которой действую герои.
Заклички ценны тем,что очень быстро запоминаются, и дети проговаривали их при любом удобном случае хором:,Дождик,дождик,поливай-будет хлеба каравай, или,Солнышко-ведрышко,выгляни,высвети,Проводя народные игры,хороводы с детьми,я убедилась,что воспитательные возможности народной игры огромны,с ее помощью развивается память удетей,внимание,сообразительность,быстрота физических реакций,сноровка,общительность и дружилюбие. Ребята любят играть в игры:<<Заинька,походи>>,<<Курочка Хохлатка>>,<<Гуси-гуси>>,<<Зайка серенький сидит>>.
Для развития мелкой моторики использовала игры с пальчиками. Мы проговаривали их как на занятиях,так и в свободной деятельности. Такие игры как, <<Мы капусту рубим,рубим>>,<<Мы делили апельсин>>,<<На двери весит замок>> и многие другие помогают не только развивать мелкую моторику,но и память,создают хорошее настроение, учат проговаривать слова четко,слажено,внятно.
Игры- драматизации,такие как <<Заюшкина избушка>>,<<Медведь и пчелы>>,<<Лисичка со скалочкой>> помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам,расширению эмоционального словарного запаса,вызывает у детей интерес к сказке,к ряженью,развивает выразительность движений,умение сопереживать сначала герою сказки,а потом и сверстникам
Работа с родителями.
В течении всего года,я буду рекомендолвать родителям шире использовать образы устного напродного творчества в собственной речи. Проводить консультации,беседы,родительское собрание <<Устное народное творчество в жизни вашего ребенка>>.В группе можно завести тетрадь <<Учите вместе с нами>> где каждый родитель мог повторить потешку,прибаутку,считалку и многое другое.
Выводы: В результате проведенной мною работы в этом году,я надеюсь,что к концу года большинство детей будут уметь говорить не торопясь,рассказывать об увиденном,отвечать на несложные вопросы. У детей вырастет уровень речевой активности,богатый словарный запас соответствующий их возрасту. Дети заинтересуются окружающим,свободно будут общаться со взрослыми и сверстниками,активно пользоваться формами речевого этикета (просьба,приветствие,прощание,Проявят доброту и отзывчивость к героям произведений,к окружающим людям. Начнут с удовольствием рассказывать стихи,потешки,петь песни,воспринимать небольшие сказки,рассказы без наглядного сопровождения,называть героев. Только тогда свою работу по самообразованию можно считать удовлетворительной. И в дальнейшем в своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития речи детей.