Виктория Васильевна Кононенко
Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь современного общества без гаджетов невозможна. И многие родители с раннего возраста приучают детей невольно или специально к взаимодействию с ними. Целей достаточно много: для развития ребенка, для предотвращения капризов и истерик, используют во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. И это ужасно! Так как в раннем дошкольном возрасте (1-3 года) у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. В это время, когда роль любящего родителя незаменима и крайне необходима, данные устройства могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
Публикация «Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка» размещена в разделах
В возрасте от 3 до 6 лет ведущим видом деятельности является ролевая игра, в процессе которой ребенок воспроизводит поведение взрослых. Именно в реальной игре с детьми, со взрослым ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
ВАЖНО!
Родители - это зеркало, в которое смотрит ребенок. Если родители проводят все свободное время за монитором компьютера, играя в игры на планшете, общаясь на различных сайтах в смартфоне, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.
Минусы использования гаджетов
- Проблемы со здоровьем (покраснение и сухость глаз, ухудшение зрения, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, нарушение осанки, проблемы с мышцами от их длительной неподвижности, кислородное голодание мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха, расстройства сна);
- Психологические проблемы (проблемы с социальной адаптацией - трудности в общении с людьми, робкость и застенчивость, растерянность в реальных жизненных ситуациях. Страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, воображения, речи. Повышается уровень агрессивности детей, появляются страхи, тревожность, невротические симптомы).
- Зависимость. Это самое серьезное последствие. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройств, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т. д.) и имеет целый ряд симптомов.
Симптомы зависимости
* Фанатичное отслеживание новинок техники и неконтролируемое желание их получать (частые просьбы купить устройство, капризы и истерики, если этого не происходит);
* Возникновение чувства эйфории при использовании устройства – ребенок чувствует себя счастливым только тогда, когда имеет возможность подержать гаджет в руках, посидеть за компьютером и т. д. ;
* Отсутствие других интересов, целей и стремлений – ребенок забывает обо всем и не имеет других радостей, все время проводит только с устройствами;
* Пренебрежение семьей и друзьями: члены семьи и друзья отходят на второй план – ребенок практически не общается с ними;
* Возникновение проблем в детском саду (проблемы с поведением и т. д.);
* Негативная реакция (плач, агрессия, истерика, обида и др.) на попытки ограничить работу с устройствами.
Проблема зависимости возникает из-за стремления ребенка к уходу от реальности, который связан с изменением психического состояния!
Игры на гаджетах не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Они привлекают ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости, примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Также отсутствует эмоциональная включенность в этот процесс родителей, что отражается на детско-родительских отношениях. Роль родителя меняется: постепенно ребенок воспринимает его как препятствие на пути к любимому устройству.
Чем позже ребенок начнет взаимодействовать с гаджетами, тем лучше.
Телевизор дошкольнику рекомендуется смотреть максимум 1 час в день.
Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы гаджеты воспринимались им лишь как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель.
ВАЖНО!
Обращайте внимание на причины, заставляющие ребёнка уходить с головой в виртуальный мир! Очень часто у вашего ребёнка могут быть совсем другие проблемы вместо зависимости. Это не успешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребёнка (семейные конфликты, одиночество, сложности в общении со сверстниками, неуверенность в себе и т. д.).
Что поможет избежать зависимости?
- Прогулки, игры, обсуждение интересных вопросов (книг, музыки и т. д., посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение. Тогда потребность в частом использовании технических средств как развлечения пройдет сама собой. Посмотрите, что вызывает у вашего ребенка наибольший интерес и развивайте это.
- Помните про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность, дошкольники часто забываются и могут использовать гаджеты, смотреть телевизор дольше, чем положено.
- Домашние животные благотворно повлияют на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.
- Сокращение времени работы с устройством - давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно.