Раиса Маркс
Влияние телевидения на психику детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние телевидения на психику
детей.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ сегодня вполне способно соперничать с родителями и педагогами в качестве источника ролевых моделей для подражания. Дети очень чутко реагируют на рекламу. Так, в подавляющем большинстве рекламных роликов с участием женщин рекламируют товары для дома, а диапазон занятий для мужчин в рекламных роликах шире, чем у женщин. Мужчина на телеэкране доминантный, мужественный, значимый, он всегда в действии, круг его интересов очень широк, и мера его свободы высока.
Публикация «Влияние телевидения на психику детей» размещена в разделах
Изучая детский портрет в рекламе, психологи обнаружили также полоролевые стереотипы; персонажи – мальчики показываются активными, энергичными, находчивыми, полными идей, смелыми и хитрыми, занимающими деятельностно – инструментальную позицию, что способствует формированию проективного и композиционного способов мышления. Персонажи – девочки показываются хорошенькими и пассивными. Поэтому девочка ухаживает за собой, старается быть аккуратной, красивой, всё делать по порядку – и у неё естественным образом формируются топологический и порядковый способы мышления. Дети быстро схватывают рекламные образы и стараются подражать им. При воспитании своих малышей взрослые могут специально обращать внимание детей на героев рекламы как на примеры или антипримеры для подражания.
Утверждение о том, что мы абсолютно одинаково воспитываем сына и дочку, не выдерживают критики. Можно очень любить своих малышей, но слова, которые мы им при этом говорим, игрушки, которые дарим, способы поведения, которые прививаем мальчику и девочке с помощью детской литературы, телевидения – разные. Результаты такого различного воспитания видны уже в раннем детстве.
Малыши растут, впитывая родительские установки и требования общества. Доминирующая структура мышления ребенка, заложенная в дошкольный период, нередко остаётся. Особенности мышления сохраняются и развиваются. Не будем ломать индивидуальность ребёнка, а будем учитывать её, подстраиваться под неё, следовать её логике развития, т. е. понимать способ мышления ребёнка. Тогда наши дети вырастут со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слёз.
В последние годы во всем мире отмечен рост неврологических патологий у детей. По мнению врачей, одна из причин этого -переизбыток информации, поступающей с экрана телевизора. В первую очередь страдают младенцы, в доме которых телевизор работает более трех часов в день.
В настоящее время большинство детей уже при появлении на свет попадают в группу риска по заболеваниям нервной системы. Со временем в группе риска могут оказаться даже практически здоровые дети, если им не создать полноценные условия.
Однако в некоторых семьях телевизор работает часами, порой без остановки.
Специалистами доказано: для маленьких детей слуховая и зрительная гигиена важна ничуть не меньше, чем гигиена окружающей среды!
Это надо знать! Для малышей до года вредны как мультфильмы, так и рекламные ролики, поскольку и те и другие способны вызывать осложнения невротического характера. Современные мультфильмы отличаются яркой цветовой гаммой, агрессивны по содержанию, а реклама еще и раздражает детский мозг стремительной сменой кадров.
Для детей постарше некоторые телепередачи могут быть нежелательны с точки зрения морали. Статистические данные показали, дети сидя перед телевизором по 3 часа в день, за год успевают увидеть около14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы- около 8 тысяч убийств.
Распространенность детского теленевроза настолько серьезна, что Американская академия педиатрии сделала предупреждение: не демонстрировать телепередачи детям до 2 лет! Для детей моложе 2 лет опасность, исходящая от работающего телевизора, может быть опасна чисто физически.
В 2- 3 года у ребенка появляется боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло. Но, даже если малыш не интересуется изображением, мерцание экрана может вызывать у него приступы возбуждения, способные спровоцировать судороги.
Вредное влияние телевизора проявляется не мгновенно, но к году или чуть позже ребенок становится беспокойным, возбудимым, даже порой агрессивным. Любой каприз превращается в истерику, и родители с трудом справляются с малышом.
Неврозы могут принимать и иную окраску. Чрезмерная слуховая и зрительная нагрузка нарушает естественную терморегуляцию организма. В результате у ребенка повышается температура, некоторые дети жалуются на боли в области желудочно- кишечного тракта, желчевыводящих путей.
Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному, новым словам, цифрам, алфавиту. Но специалисты на основании проведенных исследований утверждают, что это ошибочно. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Привязанность к сидению перед экраном ведет к нарушению обмена веществ, ожирению.
Как уменьшить негативное влияние телевизора?
Рекомендации российских врачей.
1. Малышам, не достигшим 2,5 года, телевизор вообще не стоит смотреть. Желательно больше общаться с ребенком, читать книги, петь песни.
2. Детям, имеющим отклонения в развитии нервной системы (а также особо ранимым, чувствительным, до 5- 6 лет следует показывать мультфильмы не более 2- 3 раза в неделю по 10- 15 минут, причем старые советские, которые намного добрее.
Мамы и папы дошкольников, не попавших в группу риска по неврологическим заболеваниям, должны помнить и выполнять правила при демонстрации телевизионных передач детям.
• Соблюдать безопасный для здоровья малыша временный интервал (детям с 2,5 до 4 лет- не более 30 минут в день, детям с4 до 7 лет- не более 1 часа в день)
• Планировать время просмотра: не во время еды, игр.
• Тщательно выбирать передачи для просмотра.
• Смотреть телевизор вместе
• Подходить к телепередачам творчески. Пусть ребенок расскажет, что ему понравилось, что нет.
РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР
Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети.
Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?
Поверьте, вы не одиноки. Магия компьютерных игр охватила сейчас все или почти все юное поколение во всем мире. Надо ограничить время пребывания ребенка в виртуальном мире. Когда он с восторгом кричит вам: «Мама, папа, а я вышел на 10-й уровень сражений с монстрами», а при этом глаза у ребенка уставшие, обведены темными кругами и личико бледное, то вам хочется стать самым большим монстром, чтобы сразу уже всех победить и чтобы ребенок лучше на улице гулял, чем без конца сражался на невидимом фронте с виртуальными чудищами. Выдержка и спокойствие, настойчивость и любовь помогут родителям в этом тяжелом случае.
Методы борьбы с виртуальными чудовищами
• Ограничиваем время компьютерных игр до одного часа в день максимум.
• Договариваемся с ребенком о том, что реальный мир и его жизнь намного важнее, чем виртуальный. Поэтому его восторги по поводу достижения очередного уровня не разделяем, а спокойно переориентируем его на успехи в реальной жизни. По такому типу строим разговор: «Ты говоришь, что ты победитель в играх. Будь победителем в жизни. Покажи мне реальные, а не виртуальные свои достижения».
• Вводим обязательные прогулки в режим дня ребенка.
• По возможности стараемся делать зарядку с ребенком вместе. Постепенно ребенок привыкнет к этому, так как тело само будет просить физической активности.
• Договоритесь с ребенком, чтобы после каждого часа занятий за столом или за компьютером он сознательно делали перерыв. Во время перерыва надо сделать несколько упражнений, потянуться, присесть, выпить воды или сока. Заведите будильник. Будьте настойчивы. Это важно.