Виктория Титова
«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»
Впервые я обратилась к технологии ТРИЗ в 1997 году. В то время всё же с ней только начинали знакомиться. Литературы было очень мало. Сейчас необходимые методические источники доступны как в книжных магазинах, так и в интернет - магазинах.
Так как я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, то у меня в арсенале появились следующие пособия:
Публикация «„Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников“» размещена в разделах
- С. Гин «ТРИЗ педагогика для малышей»- это методическое пособие для работы именно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, здесь собраны конспекты занятий;
-И. Гуткович, Т. Сидорчук «Учимся системно думать вместе с детьми» (Технология ТРИЗ)- это пособие в помощь для работы с системным оператором или «экранкой», для формирования системного мышления в форме тренингов и упражнений;
- Т. Сидорчук, С. Лелюх «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления логической последовательности событий и их описаний;
-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления рассказов по сюжетной картине;
-Т. Сидорчук «Игра «Да-нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»-это пособие направлено на развитие мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей детей;
-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия»-это пособие для проведения тренингов и упражнений посредством «Кругов Луллия».
Почему же всё-таки я выбрала ТРИЗ-технологию.
Каким же образом ТРИЗ влияет на формирование личности?
Это эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.
Личность (по Выготскому)- понятие социальное. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития в социальной среде.
Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений.
Роль взрослого- научить познавать системы отношений, и от выбора способов зависит развитие личности в целом.
В дошкольном возрасте у ребенка мировоззрение ещё не сформировано. На этом этапе ТРИЗ помогает в развитии аналитического и сравнительного мышления, учит искать возможные решения и выбирать наиболее оптимальные. Это - своеобразный мыслительный тренинг. ТРИЗ формирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. ТРИЗ учит не теряется перед трудностями, а на основе анализа ошибок уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе.
Также, ТРИЗ – технология, что очень немаловажно, развивает нравственные качества: умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения для другого.
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
• ТРИЗ можно применять в различных режимных моментах и в различных формах организации деятельности детей (и в непосредственно-организованной и в совместной)
• каждый ребёнок проявляет себя в решении противоречий по-своему, индивидуально;
• ТРИЗ - это интерактивная технология (происходит взаимообмен мнениями, совместное решение проблемы);
• с помощью ТРИЗ проявляется самостоятельное мышление (дети находят нестандартные пути решения проблем, задач); поисковая деятельность;
• ТРИЗ- это система коллективных игр;
Самое интересное, это то, что многие из нас используют ТРИЗовские приёмы, не зная, что это ТРИЗ.
Например:
1. Упражнения на ориентировку и перемещение в пространстве (сделай 5 шагов вперед, 3 шага влево.);
2. «Да и нет не говорить, черное и белое не надевать»- тренинг из ТРИЗ.
3. Словесная игра «Я загадаю, а ты- отгадай» (с помощью наводящих вопросов).
4. Игры на классификацию «Раз, два, три-ко мне беги», «Чьи ноги и хвосты».
5. Составление загадок.
6. «Отгадай сказку по описанию».
7. «Чудесный мешочек» и др.
8. Нестандартные приёмы в изодеятельности: кляксография, ниткография, рисование смятой бумагой, рисование пальцами, составление коллажей.
9. Составление рассказов по серии картинок.
Работа по технологии ТРИЗ, как и всякая другая, для достижения своих целей, должна осуществляться постепенно.
Этапы работы.
I этап.
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
-Что общее между солнцем и лампочкой?
-Что общее между ёлкой и ежом? и др.
II этап.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например,
- придумать новое платье, чтобы оно не пачкалось, не мялось и росло вместе с девочкой;
III этап.
Цель третьего этапа – работа со сказками, решение сказочных проблем.
Например, «Вы попали к Бабе-яге. Что делать?"
IV этап.
Цель четвертого этапа - применение полученных знаний, использование нестандартных решений проблем и выхода из любой сложной ситуации.
Для работы по ТРИЗ со своими детьми я изготовила
- картотеку игр,
- кольца Луллия,
- карточки к различным тренингам с кругами Луллия,
-серии картинок для составления рассказов,
-игра «Чудесные вещи»,
-игра «Волшебные картинки» на развитие воображения (детям предъявляются карточки с различными комбинациями геометрических фигур, линий. Задаётся вопрос «На что похоже?».
-«Хорошо-плохо»,
-системный оператор у меня в разработке, пока я использую только трёхэкранник, поэтому можно обходиться картинками,
-игра «Теремок».
Дети её очень любят. Детям раздаются изображения предметов. Дети инсценируют сказку «Теремок».
Правило: Новый житель заходит только тогда, когда называет сходство с уже поселившимся героем. Эта игра используется на первом этапе обучения.
Также, находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и явлений можно с помощью игры «Хорошо-плохо».
Я для этого использую черный и белый домики. Например, рассмотрим явление «Дождь». Сначала называем его хорошие свойства- заселяем его в белый домик, а затем- плохие, заселяем его в чёрный домик.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
-Игра второго этапа (для обучения фантазировать и изобретать) «Чудесные вещи». Провести игру.
Также, детям очень нравятся приёмы РТВ. Вот пример игры типа «метода фокальных объектов» (когда функции одного объекта присваиваются другому объекту).- «Чудесные вещи».
Понадобится набор карточек на определённые функции: звук, движение, запах, материал. Объединяем два объекта: заяц и кролик- заялик и наделяем его новыми функциями.
С этими же карточками можно провести игру
«Я еду в ….» (в зоопарк, детский сад, в осенний лес, в зимний лес, в город и тд.).
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в зоопарк и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д. –можно использовать по тематике недель.
«Повторяка».
Дети выбирают себе карточки или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
• Я – лягушка. Я умею прыгать.
• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.
Лжезагадки.
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
• Что едят крокодилы на северном полюсе?
• Что является второй подушкой для щеки?
• Кто громче замычит: петух или корова?
• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
• Как лучше сорвать арбуз с дерева?
• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
• Когда собака бывает в конуре без головы?
• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
Внедрять ТРИЗ-технологию в работе можно несколькими способами:
1. Использовать выборочно простые игры ТРИЗ-технологии в работе с детьми в разное время и в разных видах образовательной деятельности.
2. Знакомить детей с ТРИЗ- технологией посредством кружковой работы- в форме интересных занятий 2 раза в неделю.
3. Использовать ТРИЗ- технологию как основу для развития и образования во всем её многообразии. (использование всех методов, приёмов РТВ.)
Я пока для себя выбрала второй способ, а дальше посмотрю по результатам.