Врагова Ольга Александровна
Конспект занятия «Влияние православия и православного творчества на духовно-нравственное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План занятия
1. Беседа о празднике Светлого Христова Воскресения: история его возникновения, традиции, обычаи;
2. Изготовление одного из главных символов Пасхи – яйца из атласных лент в технике «артишок».
Используемый материал:
- демонстративный материал по обсуждению праздника Пасхи;
- атласные ленты шириной 25 мм красного и желтого цвета;
- пенопластовая заготовка яйца;
- канцелярские гвозди;
- ножницы;
Цель занятия :
1. Познакомить детей с одним из главных православных праздников – Светлым Христовым Воскресением (Пасхой);
Публикация «Конспект занятия „Влияние православия и православного творчества на духовно-нравственное воспитание детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. Приобщить детей к истокам русской православной культуры и воспитать любовь к культуре своего народа;
3. Содействовать в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя развития навыков православного творчества.
Задачи:
1. Формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных православных праздниках, в частности о Светлом Христовом Воскресении (Пасхе);
2. Привитие художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной духовной культуры. Помощь в становлении творческой личности ребенка.
3. Воспитание стремления подрастающего поколения подражать благим образцам, жить по совести.
Основное содержание занятия
- Ребята, вы знаете, что скоро наступит праздник, на который люди красят яйца, пекут куличи.
- Что же это за праздник?
- Да, скоро мы будем отмечать один из Великих православных праздников – Светлое Христово Воскресение. Еще его называют – Пасхой – это главный христианский праздник, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.
Великий праздник Пасхи отмечают каждый год миллионы людей по всему миру. Люди ходят друг к другу в гости, обмениваются яркими красивыми яйцами, вкусными куличами и традиционными пасхальными блюдами.
- А что же означает слово «Пасха»?
- Слово произошло от древнегреческого «прехождение».
-А как Пасха называется по-другому?
- Правильно, это Воскресение Христа!
Последняя неделя перед Пасхой носит название «Страстная», потому что именно в эти дни вспоминаются страсти – страдания Спасителя, то как Он был предан и казнен жестокой казнью – распят на кресте.
-Послушайте, ребята, как это было.
Среди учеников Христа был жадный и несчастный человек по имени Иуда, он за деньги предал своего Учителя жестоким правителям, которые решили убить сына Божия. Христа взяли под стражу Воины – стражники унижали Господа, били Его, а потом Спасителя повели к горе Голгофе, где казнили разбойников очень жестокой казнью, распиная их на Кресте. Израненного Христа заставили нести Крест, на котором Его должны были распять. Спасителю было очень тяжело, Он шел на Голгофу, сгибаясь под тяжестью Креста. Безжалостные мучители распяли Господа на Кресте. Рядом со Христом с обеих сторон распяли двух разбойников. Один из них в невыносимой боли и отчаянии стал упрекать Спасителя. Другой, благоразумный разбойник, страдая так же тяжко, пытался остановить злую речь: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на распятие? Но мы осуждены справедливо по делам нашим, а Он ничего плохого не сделал! Обращаясь же ко Христу, благоразумный разбойник проговорил: «Вспомни меня, Господи, когда придешь в Твое Небесное Царство!»
И сказал Спаситель уверовавшему в Него разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».
Рассказывая о страданиях Христа, показывается детям распятие, предлагается рассмотреть свои нательные крестики с изображением страдающего на Кресте и любящего всех нас Господа (5).
Вспоминая события, связанные со страданиями Христа, мы понимаем, что они касаются и нас, тех кто живет на земле спустя две тысячи лет. Ведь и у нас бывают поступки похожие на предательство Иуды. И очень редко мы оказываемся похожими на благочестивого разбойника.
Христос умер на Кресте, но произошло великое чудо – Он воскрес, вновь стал живым. День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным днем для всех людей. Поэтому первое, что надо говорить в день Пасхи, когда видите кого-то: «Христос воскресе», а Вам должны сказать в ответ: «Воистину воскресе». (3)
Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить, не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но любить друг друга, делать добро, делиться пасхальной радостью.
- Ребята, а вы знаете, как называется неделя, следующая за Пасхой?
- Она называется Светлой и не похожа ни на какую другую неделю в году.
Вся природа радуется и ликует. Какая бы ни стояла погода в эти дни – они ликуют и славят воскресшего Спасителя.
У этого Великого праздника есть свои символы.
- Ребята, а кто из вас знает, какие символы присущи празднику Пасхе?
- Так вот, одним из главных символов Пасхи считаются крашенные яйца.
- Откуда же пришла эта традиция?
- Оказывается есть несколько версий и одна из них такова: когда Мария Магдолина на проповеди говорила о жизни Иисуса Христа, римский император Тиберий ей не поверил и сказал: «Скорее яйцо изменит свой цвет, чем я поверю тебе!» В тот же миг на глазах у всех яйцо стало красным. По другой же версии обычай красить яйца связан с Великим постом. В пост яйца есть нельзя, а куры продолжают нестись. Чтобы яйца не испортились – их варили. А чтобы их не перепутать с сырыми, яйца красили. Самым популярным цветом для пасхальных яиц остался красный – как символ пролитой крови Христа. Издавна считается, что пасхальные яйца обладают особой целебной силой. А яйца, полученные от священника при христосовании, хранили весь год.
Еще одним из символов Пасхи является Пасхальный Кулич. В далекие времена пресный каравай с нанесенными на него крестом называли куличом, который олицетворял собой хлеб насущный. Сейчас кулич ароматный и сладкий ведь для его приготовления используют изюм, цукаты, специальную присыпку. По форме кулич выпекают круглым, так как такую форму имел похоронный саван Христа. Еще одним символом Светлого праздника является творожная Пасха. Она представляет собой четырехгранную пирамиду. Такая форма делается неспроста. Пирамида – это символ Голгофы – горы, на которой был распят Иисус Христос. Чтобы добиться такой формы хозяйки помещают творожную массу в специальную пасочницу, где на стенках заранее выточены крест или буквы ХВ (Христос Воскресе). Готовят пасху, кулич и яйца вечером в Чистый четверг, а освящать в Храм несут в субботу, непосредственно перед праздником. (4)
А теперь, ребята, заканчивая нашу теоретическую часть занятия, оглянемся мысленно назад и скажите, что дало вам наше занятие, что было интересно, что нового вы узнали?
- Мы с вами подробно разобрали историю возникновения, традиции, обычаи и символы Пасхи;
- Какие чувства вызвала у вас история о Иисусе Христе?
- На какие поступки вы хотели бы ориентироваться в своей жизни?
- Какие символы Пасхи существуют?
- Ребята, а теперь я вам предлагаю свои теоретические представления закрепить практикой. Давайте сделаем один из главных пасхальных символов – яички. Но наш символ мы будем делать из необычного для вас материала – атласных лент. (1, 2)
- Вот посмотрим, какие красивые они у вас получатся. Конечно у каждого из вас свой эстетический, художественный вкус. Но я вам сейчас расскажу, что нашу работу мы будем делать в необычной очень интересной технике, которая называется «артишок» или проще складывание уголками атласных лент. В данной технике можно изготавливать и елочные шары, и делать подушки, и многое другое. Так вот, для изготовления пасхальных яиц, мы берем атласные ленты красного и желтого цвета шириной 25 мм и нарезаем прямоугольные полоски, длиной 50 мм. А теперь обратите внимание, как мы наши полоски будем складывать и с помощью канцелярских гвоздиков закреплять на нашем пенопластовом яйце.
- Все понятно, ребята, тогда приступаем к нашей творческой работе.
Предлагаем сделать своими руками необычное пасхальное яйцо из разноцветных лент.
Эффект омбре сегодня можно заметить не только на волосах, ногтях и стенах. Искусственные яйца с плавным переходом цветов выглядят не менее привлекательно.
Техника, в которой выполнено это необычное украшение, называется «Артишок», так как предмет из лент внешне напоминает корзинку нераскрывшегося цветка артишока.
Чтобы своими руками сделать красивое пасхальное яйцо, вам понадобятся:
• яйцо из пенопласта (желательно чуть большего размера, чем стандартное куриное яйцо);
• атласные ленты четырех цветов (в нашем случае это 3 оттенка зеленого и белый) шириной 2-2,5 см и длиной около 150 см – каждая;
• 1 упаковка коротких портновских булавок;
• ножницы.
Кроме того, при желании используйте узкие тканевые ленточки, за которые можно подвесить яйцо к любому предмету интерьера. А также разноцветные пайетки, которые сделают ваше украшение еще более привлекательным.
Яйцо из лент своими руками – пошаговая инструкция
1. Самую светлую ленту (белую) порежьте на несколько кусочков длиной 2-2,5 см.
2. Один отрезок поместите на острый конец яйца.
И закрепите углы ленты портновскими булавками.
Затем одну булавку вставьте по центру.
3. Следующий отрезок ленты сложите треугольником, загнув края к середине.
4. Получившийся уголок прикрепите к яйцу тремя булавками вдоль основания треугольника. То же самое проделайте еще с тремя уголками, прикрепляя их рядом с предыдущим. Так, ленты должны находиться по всей окружности яйца.
5. Следующие 4 уголка прикрепите таким же образом, но чуть ниже первого ряда. При этом вершины треугольников должны находиться между уголками первого ряда.
6. Аналогично сделайте третий ряд из треугольников того же цвета. Чтобы прикрепить ленточки по всей окружности, возможно, понадобится больше уголков, так как в этом месте яйцо станет немного шире.
7. Теперь будем использовать ленту другого цвета (салатового). Разделите ленту на аналогичные отрезки, сложите их треугольником и точно таким же образом прикрепите к яйцу.
У вас должно получиться 2 или 3 ряда с лентой салатового цвета.
8. Этим же способом прикрепите по 2-3 ряда лент двух других цветов (зеленого и темно-зеленого).
9. Самого насыщенного цвета должно быть много, поэтому продолжайте прикреплять темно-зеленые треугольники, пока у вас не останется 1 см свободного пространства.
10. Теперь уголки можно прикреплять ближе друг к другу. Середину также не забудьте закрыть лентой.
11. Чтобы получившееся украшение выглядело более привлекательно, из белой ленты сделайте бант и прикрепите его булавками к тупому концу яйца.
Готово!
Чтобы ваш дом, а в частности пасхальный стол, во время праздника выглядели изумительно, можно сделать несколько таких яиц разных размеров и цветов и составить из них милую композицию. И пусть светлый праздник Пасхи принесет вам много радости от общения с родными и близкими!
Подводя итог сегодняшнего занятия, хотелось бы похвалить вас. Вы все большие молодцы! Вы все активно принимали участие в обсуждении истории праздника Пасхи, очень аккуратно и красиво сделали один из главных символов Пасхи. Мне хотелось бы пожелать вам быть добрее, терпимее к близким, жить так как учил нас Иисус Христос. Как сказал знаменитый ученый Д. Дидро : «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей». Так давайте же и мы будем следовать этим золотым словам. И напоследок совет из Библии: «Хочет ли человек жить и будет ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - воплю их».(3)
Выводы
1. Дети узнали историю, традиции, обычаи и символы одного из главных православных праздников – Светлого Христова Воскресения (Пасхи).
2. Сделали в процессе творческой работы один из главных символов Пасхи – пасхальное яйцо в технике «артишок».
3. Произошло хотя бы небольшое привитие навыков художественных и эстетических, умение пользоваться подручными материалами для изготовления тематической поделки к православному празднику.
4. Развились навыки усидчивости, аккуратности в работе, взаимопомощи товарищам.
5. Произошел толчок к формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
6. Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности даст свои положительные результаты.
Библиографический список
1. Жукова В. В., Волкова Т. Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М. : Издательство Московской Патриархии, 2010.-192 с. – ил.
2. Потаповская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности. Учебное пособие. -М. : Школьная Пресса, 2009.- 64 с. ; цв. илл.
3. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. – Новосибирск, 1994. – 356 с.
4. Шемшурина А. И. Азбука вечных истин. – М. : АЛЕВ – В, 2000. – 120 с.
5. Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей : Сценарии и беседы. – М., 2001.