Папки-передвижки

Какое поколение живет в 21 веке. Духовно-нравственное воспитание детей

Ольга Синицына
Какое поколение живет в 21 веке. Духовно-нравственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы

"Какое поколение живёт в 21 веке?

Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков?"

Синицына Ольга Николаевна

воспитатель

ЧДОУ «Детский сад №114 ОАО РЖД»

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. МАКАРЕНКО

Публикация «Какое поколение живет в 21 веке, Духовно-нравственное воспитание детей» размещена в разделах

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К. Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» 1.

Какое поколение живёт в 21 веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что могут сделать педагоги, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? Обращение к глубинным корням национальной культуры – наш этический долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранять бесценное наследие прошлого, чтобы можно было его изучать и творчески развивать. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течении многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, и в формировании духовно - нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т. к. в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В социокультурной ситуации необходима система обучения, которая опираясь на национальные традиции мордовского народа, обеспечит высокие нравственные качества у подрастающего поколения.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Духовно-нравственное воспитание строится в соответствии с принципами:

Принцип приоритетности регионального культурного наследия. Он означает воспитание патриотизма на местном материале с целью с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Принципы воспитания должны основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям 2.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

На протяжении всего годичного праздничного круга мы знакомим детей с мордовским народным костюмом, а также с русским и татарским костюмом, так как эти национальности проживают рядом с нами. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Детей 3—7 лет мы знакомим с народным костюмом той местности, в которой они проживаем, т. е. с мордовским, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других национальностей (русский, татарский). Младших дошкольников мы акцентируем на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицируем его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомим с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаем детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народный костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Наши дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят между ними сходство и различие. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города, о сельском рубленом доме, тереме расписном, городском доме; деревянной резьбе, культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут, внуки, правнуки.

Приобщаем детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомим с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

оформление в детском саду мини-музея и выставки художников;

познавательные беседы;

творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

предпраздничные посиделки

Оборудование музея — это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят.

Задачи организации музея в детском саду:

осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

В каждый предпраздничный период музей «Мордовская изба» пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшествуют познавательный рассказ, целевые наблюдения. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят. Это вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду и др. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Дети посещают музей в период ожидания праздника и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Для детей старшего дошкольного возраста воспитатели организуют прогулки по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, педагоги прибегают к сравнениям, чтобы помочь ребенку видеть общее в архитектурных строениях и их различие. Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях — сруб, крыша, крыльцо, наличники, ставни; знакомятся с понятиями «изба», «терем расписной». Узнают о деревянной резьбе, ее значении: деревянная резьба дом молодит, он становится нарядным, красивым. Размышляют над пословицей «Хорошая работа два века живет», которую мы уже приводили. Дети знакомятся с мотивами орнаментальной резьбы — зооморфными, растительными и другими (кони, птицы, женские и мужские фигуры, побеги с листьями, цветы, солнце и т. п.). Рассказывая детям о культовых сооружениях (соборах, церквях, взрослые представляют их как исторические памятники, обращают внимание на купола, украшения.

Основные методы изучения архитектуры — это сравнение, целевые прогулки и рассказ педагога, а затем продуктивная деятельность детей: работа над поделками, макетами и т. п. Дети сравнивают современные и старинные здания. Отмечают своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном украшении домов те элементы, которые были у предков. Совместно с взрослыми и сверстниками дети изготавливают объемные изображения древнего города, крестьянского дома, макет деревни, в которой жили предки (бревенчатые дома, колодец, реку, лес, двор для скота, маленькую часовню, мельницу). Этот способствует развитию познавательной активности ребенка. Прежде чем приступить к работе, дети уточняют свои знания о древнем городе, деревне. Вместе с взрослыми они рассматривают иллюстрации, репродукции, фотографии, гравюры, посещают музей, составляют планкарту древнего города (деревни).

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта. Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Педагоги знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Например — это резьба по дереву, изготовление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребенок получает первоначальное представление об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Предпраздничные посиделки имеют большое значение как в подготовке к празднику, так и для решения других задач: познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников, формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками, развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности; создание эмоционального комфорта. На посиделках разучивают песни, затевают хороводы, игры, изготавливают атрибуты, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер мордовской избы предметами старины; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошкольники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда. В ожидании праздника воспитатели организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства мордовского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»).

Посиделки состоят из трех частей. В первой — познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй — практическая деятельность детей и взрослых; в третьей — творческие игровые, музыкально-литературные занятия. Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллективного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально-насыщенный характер межличностного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж — бабушка, дедушка, добрый молодец, девица-красавица (воспитатель, член семьи, работник учреждения культуры, общественной организации). Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да покалякаем ладком» и др.). Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам — в этом заложен важный принцип народной педагогики. Педагоги детского сада устанавливают контакты с народными мастерами и приглашают их на посиделки и праздники. На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в мордовских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы. Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому умозаключению, почему этот праздник (Масленица, Жаворонки и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, что важное значение имеет осознанное восприятие для духовно-нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология. Национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский 1.

Литература

1. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова и др. - М. : АРКТИ, 2005.

2. «Мы в Мордовии живем»: примерный региональный модуль программы дошкольного образования /О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду МКОУ Папузинская ОШ Дошкольная группа «Колобок» автор воспитатель Моисеева С. И. Духовно-нравственное воспитание детей является важной.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Какое поколение живет в 21 веке. Духовно-нравственное воспитание детей
Опубликовано: 15 марта 2018 в 12:14
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Какое поколение живет в 21 веке. Духовно-нравственное воспитание детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Синицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД