Ирина Александровна
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Учитель-логопед:
Бичёва Ирина Александровна
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Публикация «Консультация „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом речи и проблемы с письмом.
Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!
А помогут вам в этом весёлые и увлекательные упражнения, которые ребёнок воспримет как интересную игру.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики :
• Пальчиковая гимнастика. Ею можно заниматься с малышами практически с рождения. Гимнастика заключается в похлопываниях, поглаживаниях, сгибании пальчиков малыша. При этом желательно напевать потешки и песенки, чтобы малышу не было скучно.
• Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки. (Крышечки 1, 2, 3, 4, 5).
• Переворачивание страниц в книге – ещё одно упражнение для развития мелкой моторики, которым можно заниматься уже с 1 года.
• Разрывание бумаги. Этим можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручонками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест!
• Шнуровка. Завязывание шнурков. Конечно, вы можете купить дорогую развивающую игрушку-шнуровку, но зачем тратить лишние деньги? Лучше отдайте ребёнку ваш старый ненужный ботинок на шнуровке! Поверьте, для малыша это будет интересной игрушкой. Ещё лучше, приобретите малышу обувь на шнуровке и учите его завязывать шнурки каждый раз при выходе на улицу.
• Открывание и закрывание молний. Позвольте малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии на своей одежде.
Также полезно застёгивать кнопки, крючки и пряжки на одежде. (Драповый коврик и драповые фигурки)
• Рисование и раскрашивание картинок. Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях.
• Ещё ребёнка наверняка заинтересует идея рисования ногами! Пусть ребёнок зажмёт карандаш, фломастер, кисть между большим и указательным пальцем ноги и попробует рисовать. Это очень интересно и занятно, а главное – полезно, поскольку благодаря непривычным действиям происходит интенсивная стимуляция речевых и моторных центров головного мозга. Ещё можно собирать ногами мелкие вещи с пола. Схема та же – ребёнок зажимает вещь между пальцами ноги и поднимает её.
• Собирание мозаик (пазлов). Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!
• Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику. Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал. Создавайте вместе с ребёнком интересные поделки из подручных материалов.
Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:
резать извилистыми линями,
резать кривыми линиями с множеством изломов,
вырезать фигуры с изгибами и углами,
вырезать окружности.
• Игры с мелкими объектами. (Перебирание, сортировка, пересыпание и т. д.).Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте малышу перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест.
Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики.
Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами! Помните, что мелкие предметы представляют опасность для маленьких детей, которые способны засунуть бусинку себе в рот, нос или даже ухо.
• Лепка – замечательное занятие для детей любого возраста. Лепить можно из чего угодно: из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из теста. Вы готовите пирожки? Отлично, позовите с собой на кухню ребёнка и позвольте ему мять, раскатывать и разминать тесто! Дети обожают это делать, особенно когда мама хвалит их за помощь по хозяйству – ведь дети помогают лепить пирожки.
• Письмо. Для маленьких детей – обучение аккуратно выписывать палочки и крючочки (штриховки, для детей постарше – буквы и слова. Очень полезно выписывать буквы пальчиком прямо в воздухе.
• Замечательно развивают мелкую моторику материалы для развития осязания :шершавые таблички, досточки для ощупывания, карточки для ощупывания, ткани, мешочки, складывание салфеток, рамки с ленточками, брусочки, вкладыши и т. д.
Все используемые материалы-пособия можно постепенно усложнять (в зависимости от возраста и степени освоения) :
- увеличивать количество используемого материала;
- выполнять работу за ширмочкой;
- выполнять работу с закрытыми глазами.
Любая информация легче всего воспринимается детьми в игре! Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!