Токбаева Дана Муаедовна
Влияние логоритмики на овладение детьми дошкольного возраста произносительной стороной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние логоритмики на овладение детьми дошкольного возраста произносительной стороной речи
Работая на логопедической группе и ведя кружок логоритмики, у меня есть уникальная возможность видеть особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься, чтобы впоследствии не обрести речевую патологию. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников. Свою исследовательскую работу я проводила в СП №19 г. о. Нальчик
Публикация «Влияние логоритмики на овладение детьми дошкольного возраста произносительной стороной речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Она проходила в три этапа.
На первом этапе мною была проведена первоначальная диагностика произносительной стороны речи детей младшего дошкольного возраста. В обследовании принимали участие 25 детей.
Цель диагностики: определение уровня овладения произносительной стороной речи детей младшего дошкольного возраста.
Сроки проведения – сентябрь 2017 года. Для реализации цели использовала методику диагностики О. А. Сафоновой «Экспресс – анализ и оценка некоторых линий развития дошкольников» (Приложение 1).
Полученные результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы: наиболее высокие результаты дети показали при оценке звукопроизношения (всего лишь 2 ребенка имеют дефект смягчения свистящих звуков и 2 ребенка искаженно произносят свистящие звуки, имеют губно-зубный сигматизм. Низкие показатели дети имеют по
интонационной выразительности речи и громкости. Исходя из этих выводов, я определила следующие задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Развивать артикуляционный аппарат
3. Воспитывать умение детей регулировать силу голоса
4. Формировать правильное звукопроизношение
5. Развивать хорошую дикцию
6. Воспитывать интонационную выразительность речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра)
Цель второго этапа исследования: определение системы логоритмических игр и упражнений согласно особенностям
произносительной стороны речи каждой возрастной группы с учетом результатов. Мною были разработаны перспективные планы
логоритмических занятий с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Проведены консультации для педагогов:
«Коррекционная помощь детям в массовых группах детского сада»,
«Развитие голоса у дошкольников», «Роль речи взрослого в развитии голоса детей».
Были определены требования к проведению логоритмических занятий, выработаны методические рекомендации воспитателям:
• Каждое занятие по развитию речи начинать с артикуляционной гимнастики.
• В работу с детьми вводит су-джок терапию как элемент самомассажа.
• Включать в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнениякак средство профилактики речевого нарушения у дошкольника.
• Внедрять комплекс упражнений на развитие дыхания и голоса у дошкольников.
Предложила схемы, модели позволяющие решать несколько задач логоритмического воспитания.
Разработанные консультации «Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики», «Научите ребенка общаться», «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволяют включить в работу и родителей воспитанников.
Целью третьего этапа работы стало доказательство эффективности использования профилактической и коррекционной работы по
формированию правильной произносительной стороной речи.
Было проведено обследование детей, охваченных логоритмическим воздействием и достигших старшего возраста, и детей старшего возраста, не участвующих в исследовательской работе (контрольная группа) по методике О. А. Сафоновой. Были продиагностированы по 10 детей из
каждой группы. Выводы:
1. Дети, которые занимались по разработанной мною системе профилактической и коррекционной работы по формированию правильной произносительной стороны речи, достигли хороших результатов. 8 дошкольников (из 10) имеют высокий уровень речевого развития. И только 2 ребенка (средний уровень) были направлены в логопедическую группу на 2 года обучения с
диагнозом ОНР.
2. Дети, посещающие массовую группу детского сада, распределились по уровням так: 5 детей находятся на низком уровне, на среднем – 1 ребенок, на высоком 4. У детей контрольной группы имеются
значительные нарушения звукопроизношения, а значит, не сформирован фонематический слух, слуховое внимание, они не владеют силой голоса, средствами выразительности. Последствия этого – ошибки письма и чтения при обучении в школе, плохая успеваемость.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Воспитание
чистой речи у детей задача большой значимости и серьезность ее должны осознавать все: воспитатели, родители, учителя.
Для доказательства необходимости профилактической и коррекционной работы я проводила ежегодно диагностику детей младшего дошкольного возраста по 10 человек.
Сравнивая результаты за ряд лет, приходишь к выводу, что уровень произносительной стороны речи у детей падает с каждым годом. Поэтому следует вводить логоритмические занятия в систему профилактических мер по преодолению нарушений речи как можно раньше.
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велика, что необходимо вводить ее в практику всех детских садов не только как средство коррекции, но, прежде всего, как средство профилактики речевых
нарушений