Морозова Анна
Влияние художественной литературы на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги, мы с Вами будем говорить сегодня о «Влиянии художественной литературы на речевое развитие детей дошкольников»
Слайд 2
Художественная литература –
одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
Слайд 3
Публикация «Влияние художественной литературы на речевое развитие детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Чтение книг обогащает не только интеллект детей, словарный запас, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Сообщая ребёнку образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии, книга способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.
Регулярное чтение художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.
Слайд 4
1. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
2. в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
3. народные сказки раскрывают перед ними выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.
Слайд 5
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:
• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
• целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
• при правильной организации совместной работы с родителями.
Слайд 6
Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:
• Художественность. В это понятие входит качество текста, созданного в единстве содержания и формы, его эстетическая ценность, наличие в произведении авторского, оригинального подхода, открытия нового, необычного в известном для читателя мире. Понятие «художественность» одинакового важно и для содержания, и для оформления детской книги: текст и иллюстрации к нему должны быт единым целым.
• Литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
Слайд 7
• регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
• Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
• Книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
• В книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным
Слайд 8
• Книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.
• Наглядность как принцип отбора книг требует соблюдения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи: грамотно подобранная цветовая гамма, спокойный цветовой колорит, правильное сочетание, соответствие рисунка содержанию художественного текста.
Слайд 9
Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения,
в который входят:
• произведения фольклора
(песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
• произведения русской и зарубежной классики
(А. С. Пушкина, К. Д. Ушинского, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро и др.);
• произведения современной отечественной литературы
(В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).
• произведения разных жанров
(рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки, разной тематики ( детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
• произведения народов других стран.
Слайд 10
1. Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр и т. д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
2. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы.
Слайд 11
3. В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
4. В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Слайд 12
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей по средствам ознакомления с художественной литературой.
Слайд 13
Методы:
словесный, практический, наглядный
Приё мы:
Словесный
чтение произведений, вопросы детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи
Практический
элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность
Наглядный
показ иллюстраций, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки