Кудаева Елена
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Кудаева Е. Н.
Вопрос развития речи у детей дошкольного возраста на базе современного ДОУ стоит сейчас очень остро. К сожалению, большой процент детей имеют отставание в речевом развитии. Именно такая статистика мотивирует педагогов искать и пробовать наиболее эффективные методы и средства развития речи, которые благотворно повлияют на воспитанников с такого рода проблемами (слайд 2).
Публикация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь – особая функция, которую способен выполнять человек для полноценной жизнедеятельности в социуме. Речь – основа коммуникации, которая просто необходима для успешной реализации в профессии, в личной жизни и т. д. В детском же возрасте, речь является ещё и отражением психической зрелости ребёнка. Именно поэтому, проводя психическую диагностику дошкольника, большое внимание уделяется его речи.
Имея, пусть и небольшой, опыт в области развития речи у детей младшего дошкольного возраста, нам бы хотелось поделиться информацией о том, как фольклор влияет на эту сферу.
С самого рождения ребёнок погружается в языковую среду (слайд 3). Заботливая мама у кроватки малыша напевает ему народные песенки, потешки, колыбельные. Безусловно, ребёнок положительно отзывается на такого рода взаимодействие, начинает «агукать», издавать первые звуки. Вот и первичный, доречевой этап в развитии речи.
Как же можно использовать фольклор для развития речи у детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ? Вот несколько наиболее эффективных примеров из собственной практики.
В данном возрасте дети становятся активными слушателями (слайд 4). Они не просто понимают слова в речи, а стремятся полноценно понять смысл сказанного. Конечно, чаще всего такой навык им нужен для выполнения инструкции взрослого, но прекрасно тренировать его нужно и в абстрактной картине, не привязанной к определённой ситуации. Здесь отлично подойдёт фольклорное творчество. Ребёнку придётся вдумчиво слушать, чтобы понять содержание текста прибаутки, фольклорного стишка, песни и т. д.
Младший дошкольный возраст является платформой формирования у детей нравственных основ (слайд 5). Конечно, такие основы нередко встречаются и в фольклорном творчестве. Чтение такого рода литературы помогает детям быстро определять в сюжете нравственную составляющую и анализировать её, путём обсуждения, при помощи наводящих вопросов педагога. Здесь дошкольники тренируют навык построения предложений, быстрое формирование «живой речи».
В младшем дошкольном возрасте к ребёнку приходит ещё один речевой навык – навык определения обобщающих слов (слайд 6). Фольклор является прекрасной площадкой для его отработки. Слушая произведения народного творчества про животных, растения, сказочных персонажей, птиц, ребёнок может каждый раз проводить анализ услышанного, чтобы сделать вывод и назвать обобщающие слова по теме произведения.
Конечно, в младшем дошкольном возрасте очень важна эмоциональная составляющая в развитии речи (слайд 7). Получая заряд энергии от забавных, смешных, мелодичных пестушек, загадок, сказок, потешек, песенок, стишков и т. д., ребёнок ощущает мотивацию и энергию для воспроизведения услышанного. Он легко запоминает рифму, новый лексикон, даже сложные конструкции предложений в прозе, которые, безусловно, сможет потом использовать в собственной речи для осуществления коммуникации с окружающими его взрослыми и детьми.
В конце хотелось бы подвести итог и сказать, что все формы фольклорного творчества эффективны в работе по развитию связной речи в младшем дошкольном возрасте (слайд 8). Большое разнообразие таких произведений не даёт детям заскучать, постоянно мотивируя их на различного рода мыслительную деятельность. Многие педагоги, изучавшие данной вопрос, говорят о том, что дети, которые знакомы с фольклорными песнями, сказками и потешками отличаются высоким уровнем познавательной активности, самостоятельностью и яркой индивидуальностью.
Список использованных ресурсов:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : Развитие диалогического общения. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.
2. Бородич А. М. Методика развития речи у детей. - М. : Просвещение, 2001.
3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб. : Детство-Пресс, 2010.