Ирина Чухломина
Влияние арт-терапии на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад
Из опыта работы педагога-психолога структурного подразделения «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2» И. В. Чухломиной по теме:
«Влияние арт-терапии на развитие
эмоционально-волевой и познавательной сферы детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Актуальность
В современной педагогической деятельности большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития ребенка путем формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. В качестве одного из основных инструментов выступает арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния. Коррекционные занятия с использованием искусства в лечебно-профилактических целях позволяют самым наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его возможностями.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Педагогическая практика многих специалистов показывает, что в последние годы в детские учреждения поступают дети с задержкой психо-речевого развития, в том числе и с неустойчивой психикой. Дети с ограниченными возможностями не во всех семьях получают достаточно любви, тепла и внимания в связи с большой занятостью родителей. Это нередко отражается на их психоэмоциональном состоянии и как следствие способствует формированию отрицательных черт характера.
Самой успешной методикой является комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик, включая арт-терапию в работе с детьми с ОВЗ. Последняя представляет собой коррекцию познавательной сферы и психоэмоционального состояния путем выполнения различных творческих задач. Представленная методика с использованием интерактивных средств доказала свою эффективность при проблемах эмоционально-личностного развития, например, при аутизме, задержке умственного формирования, нарушениях речи и двигательных функций.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Этапы арт-терапии
1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
2. Основной этап — работа с ребенком.
3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
5. Завершающий этап (терминация).
Цель работы
• Коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ;
• Обогащение, эмоционально-волевой и эмоционально-образной сферы детей.
Задачи работы
• Развитие познавательной активности и учебной мотивации;
• Развитие восприятия, внимания, процессов запоминания, творческого мышления, фантазии и воображения и др.
• Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
• Развитие мелкой моторики
• обогащение воспитательных умений родителей, повышение их педагогической компетентности путем использования во взаимодействии с ребёнком различных форм и методов арт-терапии
Новизна опыта заключается в использовании разнообразных видов, форм (как традиционных, так и не традиционных) и методов, позволяющих формировать, корректировать и развисать психические процессы детей с ОВЗ
Механизм действия арт-терапии при ОВЗ
В период различных нарушений и ухудшения психоэмоционального состояния арт-терапевтическая методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга через различные движения, картинки, звуки, ритмы. Все это помогает сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного мозга. Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-творческой деятельности позволяет добиться нужного результата.
Методы арт-терапевтического процесса
1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
2. Песочная терапия.
3. Терапия водой.
4. Игротерапия.
5. Леготерапия.
6. Конструирование.
7. Использование мозаик.
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОВЗ
Изотерапия
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Песочная арт-терапия
В педагогической практике самыми успешными считаются занятия с песком. Ведь они доставляют ребенку много новых и положительных эмоций. Для ребенка открывается прекрасная возможность для самовыражения и передачи своих эмоций и переживаний. Рисование песком в арт-терапии с использованием специального светового стола содействует успокоению и развитию фантазии ребенка.
Терапия водой
Игры с водой очень полезны и ресурсны для детей любого возраста, начиная с раннего детства. Дети дошкольного возраста и младшего школьного очень любят на занятиях арт-терапией упражнения с водой. Вода расслабляет, успокаивает, снимает зажимы. Неслучайно во многих сказках есть метафора - " живая вода", которая дает силы, энергию, здоровье, восстанавливает ресурсы главного героя.
Игротерапия
Развитие эффективного взаимодействия в диаде взрослый ребенок. Развитие воображения, речи, творческого самовыражения, обогащение эмоционального опыта.
Леготерапия
В настоящее время лего-терапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности.
В процессе игры у ребенка развивается внимание, малыш становится более усидчивым. Он способен спокойней воспринимать неудачи, быть настойчивым в достижении своей цели. Главным достоинством игрушек Лего является возможность фантазировать и воплощать любые идеи. Для удобства детали из разных наборов полностью сочетаются друг с другом.
Использование мозаик
Игры с мозаикой развивают когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а кроме того, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, прививает формы общения и сотрудничества, навыки самоконтроля и эстетический вкус. Кроме того дают такие результаты, как: гармонизация индивидуальной картины мира, синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением.
Конструирование
Ребёнок учится изменять конструкцию предмета путём приставления или перестраиваниям его. Закреплять знания величины, цвета. Воспитывать умение доводить до конца дело. Развивать восприятие, мышление, воображение,. Учить, обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.
Преимущества использования разнообразных видов атр-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
• Возможность достичь здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.
• Создание благоприятных условий для выражения собственных переживаний и чувств.
• Помощь в преодолении коммуникативного барьера, снятие психологического дискомфорта.
• Повышение эмоциональной устойчивости, содействие саморазвитию личности ребенка.
• Способствование повышению уверенности в себе и приобретению чувства социальной значимости для других.
Положительная динамика в арт терапии свидетельствует о том, что художественно-творческая деятельность является наилучшим способом снять внутреннее напряжение и агрессию. Она помогает максимально безболезненно восстановить жизненные ресурсы детей с различными ограничениями.