Зиля Фазлыева
«Весна пришла!» Непосредственно-образовательная деятельность в области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
«Весна пришла!»
/Непосредственно – образовательная деятельность в области «Познание»
в средней группе/
МБДОУ №7 Подготовила
«Ляйсан» воспитатель:
пгт. Джалиль Фазлыева З. А.
2014г.
Направление: Познавательно - речевое.
Основная образовательная область : Познание
Публикация «„Весна пришла!“ Непосредственно-образовательная деятельность в области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Интегрируемые познавательные области : «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».
Форма деятельности : Совместная деятельность детей и взрослых.
Виды деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Программные задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, доброго и бережного отношения к природе; воспитывать желание заботиться о птицах, воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям; воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающие: Расширять и уточнять представления детей о природе, закрепить умение наблюдать; расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными; продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах; развивать логическое внимание, мышление, память. называть положительные и отрицательные качества, пополнить словарный запас.
Образовательные: Активизировать словарь за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, подснежник, первоцветы, почки, способствовать формированию интереса детей к природе; закрепить умение детей подбирать антонимы.
Активизация словаря: Март, апрель, май, подснежник, первоцветы, пернатые, скворечник.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: Мультимедийное оборудование, слайды с изображением признаков весны и птиц; аудиозапись «Голоса птиц», карточки с рисунками, скворечник.
Предварительная работа: Беседа о весне, о птицах; наблюдение за погодой во время прогулки, за птицами, прилетавшие на участок; отгадывание загадок о весне, о птицах; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок («Весна» А. Плещеев, «Пройдет зима холодная» С. Дрожжин); рассматривание иллюстраций с изображением птиц; дидактическая игра «Скажи наоборот», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний»; чтение сказок и рассказов: «Весенние радости», «Птицы», «Ручей» (Н. Сладков); «Счастливый жучок» (Г. Скребицкий); «Под кустом» (Н. Павлова); подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Птички и дождик», «Перелет птиц» и т. д.
Взаимодействие с родителями: изготовление кормушек, скворечников.
Структура
1 .Приветствие «Подарим друг другу улыбку».
2. Загадывание загадки.
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
4. Рассказ о весенних месяцах на фоне презентации.
5. Физкультурная минутка – разминка.
6. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
8. Загадывание загадки о скворце.
9. Показ и рассматривание скворечника.
10. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
11. Исполнение песни «Скворушки» А. Филиппенко.
Ход НОД.
Воспитатель. Наступило утро. Я улыбнулась вам, и вы подарите улыбку друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и все здоровы. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте все обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Воспитатель. Ребята, давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь друг другу.
У нас хорошее настроение, подарите его всем.
А вот о чем мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
Дети. О весне. (Слайд 1)
Воспитатель. После какого времени года наступает весна?
Дети. После зимы.
Воспитатель. Ребята расскажите, какие изменения в природе произошли весной? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а зима и весна похожи друг на друга.
Дети. Нет.
Воспитатель. Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Воспитатель. А сколько месяцев у весны?
Дети. Три.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Март, апрель, май. (Слайд 2)
Воспитатель. А сейчас я вам расскажу, какие изменения в каждом месяце происходят, а вы слушайте внимательно.
(рассказ воспитателя на фоне презентации)
Март-Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах еще немного, и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода. (Слайд 3,4)
Апрель-Снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег. Ну-ка, приглядитесь к веточкам, на них маленькие пушистые комочки. Это почки, из них скоро выпустятся первые листочки. Вот уже и снег почти растаял, а кое-где, на открытых участках, уже появилась зеленая травка. В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. На лесных полянах синеют подснежники. (Слайд 5 – 7)
Май-Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг раскрываются венчики цветов. Расцветают деревья и кустарники. Птицы заливаются в весеннем лесу, радуются солнцу. (Слайд 8)
Воспитатель. Конечно же весной, распускаются первые весенние цветы! Как их называют?
Дети. Подснежники.
Воспитатель. А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами. Давайте правильно произнесем это слово. (ПЕРВОЦВЕТЫ). Каких еще весенних цветов вы знаете? (Слайд 9)
Дети. Одуванчик, мать-и-мачеха. (Слайд 10,11,12)
Воспитатель. Ребята, я вам покажу картинки, а вы ответьте по образцу:
1 подснежник-2 подснежника-5 подснежников:
1 одуванчик…
1 цветок…
1 стебелек…
1 листочек…
А теперь, ребята, встаньте. Мы немножко отдохнем и разминку проведем.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминчик. (полуприседи)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель. Да, ребята, весной все оживает, просыпается. Но самое главное чудо, которое происходит в природе – это то, что именно весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья. (Слайд 13)
Кто же это, пернатые друзья?
Дети. Птицы.
Воспитатель. А знаете, почему их называют пернатыми?
Потому что у птиц тело покрыто перьями.
Воспитатель. А как еще называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Дети. Перелётные.
Игра "Хорошо -плохо".
Воспитатель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Хорошо - плохо».
(Проводится игра «Хорошо – плохо».)
Воспитатель. Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
Дети. Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель. Что плохого в том, что птицы улетают от нас?
Дети. Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.
Воспитатель. Посмотрите на экран и назовите, каких перелётных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, кукушка, грач, соловей, ласточка. (Слайд 14)
Воспитатель. А какие птицы прилетают самыми первыми?
Дети. Грачи, скворцы. (Слайд 15, 16)
Воспитатель. А теперь проверим ваши знания и поиграем в игру «Четвертый лишний»
(Слайд 17- 19)
(ответы детей)
Воспитатель. А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Дети. Проверяют старые гнёзда, строят новые. (Слайд 20)
Воспитатель. Правильно ребята, все прилетевшие с далеких южных стран птицы начинают усердно трудиться над постройкой гнезд. Носят перышки, пушинки, мох, травинки, веточки, устраивая для своего будущего потомства уютное гнездышко. А некоторым птицам нужны более теплые домики. А что же это за птички такие? Послушайте загадку и отгадайте ее?
На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер
На крыльце поет отец
Он и летчик и певец (скворец) (Слайд 21)
А как называются домики, в которых живут скворцы?
Дети. Скворечники. (Слайд 22)
Воспитатель. Не всем скворцам достаются скворечники. Вот они устраивают драки, бои за свободные домики. И мне хотелось бы попросить вас проявить заботу о птицах и вместе с родителями смастерить скворечники.
Вы помните, как мы с вами и зимой помогли нашим меньшим друзьям, вместе с родителями изготовили такие интересные кормушки, которые развесили на балкон, завязали на деревья и всю зиму подкармливали птиц. (Слайд 23)
И я уже смастерила один из них (показ и рассматривание скворечника).
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)
Ой, ребята, я уже слышу пение птиц, они уже прилетели, нам нужно поторопиться и я надеюсь на вашу доброту и заботу и думаю, что каждый из вас смастерит вместе с папами вот такие скворечники, как на картинки, чтобы расселить всех скворцов. (Слайд 24)
А теперь давайте вспомним песенку про скворушек весело и дружно споем ее.
(дети исполняют песню «Скворушки» А. Филиппенко)
Литература
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе»,2006г.
3. Волчкова В. Н. «Конспекты занятий по экологии»,2006г и «Конспекты занятий по познавательному развитию»,2005г;
4. Горькова Л. Г. «Занятия по экологическому воспитанию», 2011г.
5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-80 с.