Васина Н Н
Рабочая программа кружка по ритмической гимнастике «Веселые малыши» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
по ритмической гимнастике «Веселые малыши»
для детей младшей группы
Автор: Васина Н. Н. - воспитатель
высшей квалификационной категории
п. г. т. Комсомольский
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи программы. Принципы её реализации
Публикация «Рабочая программа кружка по ритмической гимнастике „Веселые малыши“ для младшей группы» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
3. Особенности реализации программы
4. Техническое оснащение занятий
5. Взаимодействие с семьями воспитанников
6. Предполагаемые результаты освоения программы
7. Список использованной литературы
8. Приложения.
1. Пояснительная записка
«Здоровье и счастье наших детей во многом
зависит от постановки физической культуры
в детском саду и семье…» Н. М. Амосов.
Здоровье детей – будущее страны!
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Основная направленность программы «Веселые малыши» - сохранение и укрепление здоровья детей.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «метало-звук» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
•образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья) .
Отклонения в опорно- двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является следствием развития сколиоза и плоскостопия, нарушения функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
К сожалению, родители не всегда обращают на это внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, была разработана программу дополнительного образования физкультурно- оздоровительной направленности «Веселые малыши»
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Помещение для кружка «Веселые малыши» предоставляет собой оборудованный физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности.
2. Цель программы
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре, развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма) ; формирование художественного вкуса, развитие выразительности движения, развитие координации движения.
Задачи программы
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитание положительных черт характера: воли, умения доводить начатое дело до конца, целеустремленности.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Принципы реализации программы
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности.
3. Особенности реализации программы
Комплектование группы детей для занятий в физкультурно-оздоровительном кружке «Веселые малыши» проводится с учетом общего функционального состояния детей младшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов (педиатра, ортопеда, хирурга, педиатра, а также с учетом желания самих дошкольников.
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.
Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
Перспективный план работы кружка «Веселые малыши» см. в приложении 1.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию.
Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются в чешках
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы кружка «Веселые малыши» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.
В течение года с детьми дважды проводится диагностика физического развития: предварительная и итоговая диагностика.
Диагностику физического развития детей см. в приложении 2.
4. Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий необходимы индивидуальные коврики, магнитофон с музыкальными записями, инд. предметы для выполнения упражнений (листья, щарфы и пр).
5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Запись в кружок «Веселые малыши» происходит с письменного заявления родителей, которые знакомятся с программой работы кружка, её особенностями.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает :
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинская сестра детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей :
1 группа- родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа- родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
•информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
•устные журналы с участием различных специалистов;
•инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
•семинары-практикумы;
•деловые игры и тренинги;
•«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур;
•физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
•демонстрация видеофильмов о работе, проводимой в ДОУ по коррекции осанки и нарушению плоскостопия, укреплению организма детей.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах их физического развития см. в приложении 3.
6. Предполагаемые результаты освоения программы
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Высокий уровень усвоения программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Приложение 1
Перспективный план работы кружка «Веселые малыши»
Октябрь Занятие №1. Организационное
П. С. Познакомить детей с термином «Ритмическая гимнастика», «Художественная гимнастика». Дать детям сведения о пользе занятий гимнастикой. Вызвать желание заниматься физическими упражнениями.
Разучивание комплекса «Листопад» (с осенними листьями)
П. С. Прослушать муз. композицию «Осенний листопад», познакомится с движениями, без муз. сопровождения.
Занятие №2
П. С. Ознакомить с групповыми упражнениями с листьями. Дать детям представление о структуре всей композиции, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения.
Занятие №3-4
П. С. Продолжать работать над синхронным выполнением движений под музыку, индивидуальная работа над упражнениями, обратить внимание на осанку, разучивание специальных упражнений для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях.
Ноябрь.
Занятие №1
П. С. Закреплять синхронность движений комплекса ритмической гимнастики «Листопад», отрабатывать отдельные упражнения, познакомить с элементами игрового самомассажа, развивать внимание и ловкость, воспитывать организациооность.
Занятие №2
П. С. Закреплять работу над ритмическим рисунком комплекса, совершенствовать движения, разучивание музыкально – творческой игры «Кто я?», развивать пластичность при выполнение движений.
Занятие №3
П. С. Совершенствовать движения комплекса, разучивание комплекса в медленном темпе под счет, разучивать отдельные элементы движений.
Занятие №4
П. С. Учить чувствовать движения и получать радость и удовлетворение от их выполнения.
Декабрь.
Занятие №1. Разучивание комплекса ритмической гимнастики «Новогодние игрушки»
П. С. Работа над первой частью комплекса, отрабатывать синхронность выполнения движений группой под счет, выполнять общеразвивающие упражнения двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, привидение и отведение.
Занятие №2
П. С. Совершенствовать движения первой части комплекса, разучивание второй части комплекса в медленном темпе под счет.
Занятие №3
П. С. Отрабатывать синхронность выполнения движений группой.
Занятие №4
П. С. Продолжать работу над синхронным выполнением всей группы, показ комплекса на Новогоднем празднике.
Январь.
Занятие №1 разучивание комплекса ритмической гимнастики с мячом
П. С. Ознакомление с ритмической гимнастикой с мячами. Познакомить с отдельными упражнениями ритмической гимнастики. Показать детям правильное их выполнение.
Занятие №2
П. С. Разучивание первой части ритмического комплекса под счет. Отрабатывать трудные элементы комплекса.
Занятие №3
П. С. Закреплять первую часть ритмического комплекса; разучить вторую часть под счет.
Занятие №4
П. С. Выполнение комплекса ритмической гимнастики в целом под счет, учить эмоционально выполнять комплекс упражнений.
Февраль.
Занятие №1
П. С. Закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса.
Занятие №2-3
П. С. Совершенствовать движения под музыку. Учить детей выполнять движения эмоционально, грациозно.
Занятие №4 .Индивидуальная работа. Закрепление изученных комплексов.
П. С. Закреплять умение выполнять упражнения синхронно, грациозно, под музыку; развивать ритмичность; воспитывать организованность.
Март.
Занятие №1 Комплекс ритмической гимнастики с шарфами
П. С. Ознакомить с групповыми упражнениями с шарфами. Дать детям представление о структуре всей композиции, порядке выполнения упражнений, смены темпа выполнения.
Занятие №2-3
П. С. Разучивание отдельных элементов: взмахи, «восьмерка», выпады, скрестный шаг.
Занятие №4.
П. С. Разучивание первой части комплекса под счет в медленном темпе. Работа над синхронным выполнением упражнений.
Апрель.
Занятие №1
П. С. Отработка движений первой части первой части комплекса под быструю музыку, закрепление движений второй части комплекса. Учить чувствовать движения и получать радость и удовлетворение от их выполнения.
Занятие №2
П. С. Закрепление движений первой части комплекса под музыку, работа над ритмическим рисунком комплекса.
Занятие №3
П. С. Совершенствовать движения первой части комплекса, разучивание второй части комплекса в медленном темпе под счет.
Занятие №4
П. С. Соединение двух частей комплекса под музыку, Отрабатывать синхронность выполнения движений группой.
Май.
Занятие №1, 2.
П. С. Повторение разученных комплексов, обратить внимание детей на ритмичность выполнения упражний.
Занятие №3. Выступление на родительском собрании.
П. С. Закреплять умение выполнять упражнения синхронно, грациозно, под музыку; развивать ритмичность; воспитывать организованность.
Приложение 3
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах их физического развития
Октябрь.
Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».
Ноябрь.
КВН «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу»
Декабрь.
Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»
Оформление стенда «Десять советов родителям».
Январь.
Консультация «Лебединая шейка»
Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»
Февраль.
День открытых дверей с просмотром занятия кружка «Веселые малыши».
Папка - передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой».
Март.
Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»
Апрель.
Анкетирование «Результативность проведения кружка по ритмической
гимнастике «Веселые малыши»
Май.
Оформление фотовыставки кружковых занятий.