Папки-передвижки

«Великий лирик музыки народной». Сценарий к юбилею композитора Петра ильича Чайковского

Макеева Евгения Вячеславовна
«Великий лирик музыки народной». Сценарий к юбилею композитора Петра ильича Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий «Великий лирик музыки народной», посвящённый 180-летнему юбилею Петра Ильича Чайковского.

Эпиграф: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». Д. Шостакович

(На экране портрет композитора. Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского)

Чтец 1

Он желал бы всеми силами души,

Публикация «„Великий лирик музыки народной“, Сценарий к юбилею композитора Петра ильича Чайковского» размещена в разделах

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы с нею вместе улыбалась.

Чтоб она печали отвела,

Напоила путника в дороге,

Он хотел, чтоб музыка была

Утешением, радостью, подмогой.

Чтец 2

Пусть музыка всегда живёт,

И радость всюду побеждает!

Пусть сердце русское поёт!

Чайковского повсюду знают.

(Чтецы уходят. Звучит Фанфарная тема из «Итальянского каприччо». Выходят ведущие)

Ведущий 1

Есть невдали от могучей полноводной Камы старый заводской город – Воткинск. В 1840 году здесь, в небольшом двухэтажном доме, в семье горного начальника родился Петя Чайковский, будущий композитор. Мы сказали "Чайковский", – и сколько мыслей, образов, мелодий ожило в памяти! раздается утренний рожок пастушка, няня рассказывает о днях своей молодости, крестьянские девушки, перебирая ягоды, поют песню, которую, услышав однажды, нельзя забыть. Маленькие лебеди танцуют ночной порой на берегу волшебного Лебединого озера. Широко льется песня лодочников – баркарола, и звенят задорные бубенцы тройки во "Временах года". Где зародилось это богатство? Откуда пришло оно к Чайковскому?

Все знают, что мощный поток Камы или Волги принимает и несет дальше воды многих рек и ручьев, но зарождается он в малом ключике – истоке. Так и громадное по ширине и глубине творчество Чайковского восходит к своему истоку. В детстве, самом раннем, он проникся красотой русской народной музыки, с детства страстно полюбил задушевные народные песни и удалую русскую пляску.

(на экране видеомонтаж из кино и документальных кадров из жизни П. И. Чайковского, природа Воткинска. Всё это идёт в сопровождении музыки из отдельных музыкальных фрагментов взятых из фортепианных циклов «Детский альбом» и «Времена года» : «Подснежник», «Сладкая грёза» и т. д. Ведущие на фоне кинокадров продолжают свой рассказ:

Ведущий 2

Родители будущего композитора любили музыку. мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Петя Чайковский услышал впервые «Дон Жуана» Моцарта. Отец подходит к стоящему на почетном месте большому музыкальному ящику, оркестрине, и затейливым ключом заводит его. Сами собой начинают тогда медленно поворачиваться медные валы. Негромкая, хрупкая музыка льется из оркестрины. "Это Моцарт,– говорит Александра Андреевна, мать композитора. Звуки этого инструмента были первым сильным музыкальным впечатлением чуткого Пети. Судьба натолкнула его в юношеском возрасте на Моцарта и через него открыла Чайковскому неведомые горизонты бесконечной музыкальной красоты. Довольно рано у мальчика проявились музыкальные способности. Мать, заметив, что сын испытывает самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу. В четырёхлетнем возрасте Петя вместе с сестрой сочинил своё первое произведение - пьесу «Наша мама в Петербурге».

(на экране на музыкальном фоне начальные кадры из художественного фильма «Чайковский» где он показан маленьким мальчиком играющим на рояле и так далее до его сцены прощания с матерью и отъезда в Петербург»)

Композитор был буквально заражен музыкой. «Она мне не даёт покоя» ,- жаловался он своей любимой воспитательнице, и в восемь лет уже прекрасно играл и импровизировал на рояле.

(На экране соответствующие кадры из фильма)

Ведущий 2

Так как родился в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки.

«Любил природу. Слушал звуки милой природы вокруг,

лошадей пробегающих топот,

и колосьев взволнованный шёпот и унылую песнь косарей.

Ничего нет на свете чудесней и прекраснее нет ничего,

чем простая народная песня, что в душе разливалась его». Позднее это нашло отражение в творчестве, а именно: в четвёртой симфонии (тема хороводной песни «Во поле берёза стояла», в «Детском альбоме» : «Русская песня», «Кадриль», «Мужик на гармонике играет», «Зимнее утро» и др. Теплыми, летними вечерами десятки рыбачьих челнов бороздят огромный заводской пруд. Привольные песни летят окрест и, приглушеннее расстоянием, еще нежнее, еще слаще отдаются в ушах Пети Чайковского. Смолкают разговоры. Отец зовет гостей на открытую галерею.

– Мамашенька, а нам можно? – умильно заглядывая в строгие и добрые глаза Александры Андреевны, просят дети.

– Разреши им, мой друг. Поверь, они не будут шуметь. Не правда ли, Петруша? – присоединяется к ним отец, шутливо ероша непокорный хохолок на голове сына.

И вот они на галерее. Небо быстро темнеет. Тянет прохладой. На челнах то там, то здесь загораются огоньки – рыбаки "лучат" рыбу. А песни не смолкают. Одна другой лучше, одна другой заунывнее. "Болят мои скоры ноженьки со дороженьки. Болят мои белы рученьки со работушки. " Чей-то негромкий голос на галерее поясняет: "Сиротская песня". Зато как весело поют весной, в мае, в день открытия навигации. Все наработанное в заводе за зиму: корабельные якоря, кованые изделия и просто железо в листах и тяжелых болванках – все грузится на просторные баржи. Весеннее половодье понесет их в Каму, а там на Волгу, и поплывут они в Казань, в Нижний, в Питер. На пристани оркестр играет марши. Молодежь в сторонке водит хороводы. Сколько шума, сколько смеха! А девичьи хороводы вокруг разукрашенной лентами березки! А томящая непонятной тоской песня "Во поле береза стояла. "! И где-нибудь в концерте, услышав; четвертую симфонию Чайковского, вы узнаете ту самую народную песню "Во поле береза стояла. ", которую композитор слышал еще мальчиком на своей родине, среди полей и лесов Приуралья.

В 10 лет мать отдала сына в Петербургское училище правоведения. Он очень тосковал по родным местам, по родному дому. Уже став прославленным композитором, Петр Ильич сам рассказывал, что одним из самых сильных и незабываемых переживании в его жизни был отъезд матери из Петербурга, когда она оставила его в Училище правоведения. В отчаянии и слезах провожал он удалявшуюся коляску. Ему казалось, что мать навсегда покидала его.

(на экране фрагмент художественного фильма «Чайковский» 1 серия. Сцена отъезда в Петербург. Прощание с матерью. Кадры идут на фоне симфонического переложения пьесы «Мама» из «Детского альбома». Ведущий на фоне фрагмента читает воспоминания композитора) :

Из воспоминаний Петра Ильича Чайковского : «Припав к матери, я не мог оторваться от неё. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли действовать на меня. Я ничего не слышал и не видел и как бы слился с обожаемым существом. Меня отрывали от матери. Я цеплялся за что мог, не желая отпускать её от себя. Но меня оторвали от матери. Лошади тронулись и тогда, собрав последние силы я вырвался и бросился с криком безумного отчаяния бежать за тарантасом, старался схватиться за подножку, крылья, за что попало. Никогда в жизни я без содрогания не мог говорить об этом моменте».

Ведущий 1

В 1852 году поступив в училище, композитор начал серьёзно заниматься музыкой.

(На экране фото П. И. Чайковский в форме воспитанника Училища в 1859 году и самого училища)

Из училища одиннадцатилетний воспитанник Училища правоведеиия Петя Чайковский писал трогательные, нежные письма отцу и матери. Вот одно из них: «Милые папаша и мамаша! Целую ваши ручки от всего сердца, мои ангелы, – и даже не знаю, как выразить, как я вас люблю.

. Сегодня мне, правда, нечего написать вам, кроме того, что я вас люблю и обожаю.

Недавно я играл в училище на рояле. Я начал играть "Соловья" и вдруг вспомнил, как играл эту пьесу раньше. Ужасная грусть овладела мною; то я вспоминал, как играл ее в Алапаеве вечером и вы слушали, то как играл ее 4 года тому назад в Петербурге с моим учителем. Филипповым, то вспоминал, как вы пели эту вещь со мной вместе, одним словом, вспомнил, что это всегда была ваша любимая вещь. Но вскоре появилась новая надежда в моей душе: я верю, в такой-то день или в такую-то ночь вы снова приедете, и я снова буду в родном доме. Целую ваши ручки столько раз, сколько капель в море. Ваш сын Петр Чайковский»

С. -Петербург. 1852 г. 12 января

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. По настоянию одного из своих учителей Антона Григорьевича Рубинштейна он бросил службу и целиком отдался музыке. Дядя Чайковского отчитывал своего племянника: «Променял юриспруденцию на дудку».

Ведущий 2

В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей»

Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго.

В 1877 году в московском Большом театре был впервые поставлен танцевальный спектакль, который сегодня знают все. На свет появился балет «Лебединое озеро».

(на фоне «Адажио» из балета «Лебединое озеро». На экране в этот момент можно поставить изображения замка Нойшванштайн и фрагменты из постановок этого балета, а также фрагменты о постановке этого балета из фильма «Чайковский»)

Чтец 1

В Лебедином озере лебеди плывут,

Рядом с этим озером, люди солнце ждут,

И плывёт мелодия лебедям вослед,

Музыкой Чайковского изумлен балет,

Лебедь белокрылая - это волшебство,

Лебедь белокрылая - это божество.

Стала лебедь женщиной - это красота,

Королева лебедей и её мечта.

Мелодичность музыки в озере плывёт,

Королева лебедей в озере живёт

Чтец 2

Романтичность музыки, словно без границ,

И под эту музыку появился принц.

В синем небе лебеди дикие летят,

И у принца юного загорелся взгляд,

Арфа мелодичная, много струн на ней,

Музыка волшебная манит лебедей.

Страшное предчувствие в музыке звучит,

Озеро пред птицами нежится молчит,

И наполнен чувствами, загорелся взгляд,

Танец замечательный чудо лебедят,

Мечется Одиллия в совершенстве па,

Тянется от озера лёгкая тропа

Чтец 1

Струнная мелодия нежит лебедей,

И сердца волнуются взрослых и детей.

Музыка Чайковского проживёт века,

Над прекрасным озером рдеют облака.

(Борис Межиборский)

Ведущий 1

В 1878 году в мае-июле Чайковским был сочинён «Детский альбом». Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений композитора, который он передал в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В 1879 году состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» в Москве. В Малом театре. Вот какая интересная история произошла однажды, связанная с этой оперой. Это было в 1913 году. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул девочке.

(на экране картинка с изображением медальона с нотами начала ариозо Ленского)

Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез — си — фа-диез — ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: — Дядюшка. я знаю, что здесь написано.

Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас.»

И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, КАК УЧИЛИ ЭТУ ДЕВОЧКУ, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Оказалось, что этот медальон — столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет! Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце?

В 1891 году Пётр Ильич написал свою последнюю оперу «Иоланта»

(на фоне Увертюры к опере «Иоланта». и слайдов фрагментов постановки)

Работая над этим последним произведением он говорил: «"Я напишу такую оперу, что все будут плакать». И, действительно, это удалось. Правда, слёзы у зрителей появляются от счастья и радости за героев.

Пётр Чайковский скончался 6 ноября 1893 года.

Чтец (на фоне сентиментального вальса в исполнении трубы)

Я Музыку Чайковского люблю,-

Ведь вся она - сокровище мелодий!

И слушая, я жажду утолю,

Как родником, журчащим на природе.

(Юрий Тригубенко)

Ведущий 2

Дорогие друзья, наш вечер, посвящённый великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому подошёл к концу. В заключении хочется вспомнить слова самого Петра Ильича Чайковского : «Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души».

Слушайте Чайковского. Она обращает наши души к свету. Она бессмертна и прекрасна. Она живёт и будет жить ещё долго в сердцах людей и юного поколения. До новых встреч!

Публикации по теме:

Декупаж лампочки Ильича «Новогодняя игрушка на ёлку с символом года»Декупаж лампочки Ильича «Новогодняя игрушка на ёлку с символом года» «Новогодняя игрушка на ёлку с символом года» Нам понадобится: 1. Лампочка Ильича 2. Проволока для бисероплетения 3. Бумажные салфетки 4.

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины» Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

От «лампочки Ильича» к «Мисс Гламур». Изготовление елочных игрушек из бросового материала.От «лампочки Ильича» к «Мисс Гламур». Изготовление елочных игрушек из бросового материала. «Пусть лампочки не только освещают дом, но и греют душу» /Дон Лампиньон/ В прошлом году, в декабре, перегорели в доме лампочки. Шарик.

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Сценарий досуга «Музыкальные загадки. Встреча с музыкой композитора В. Шаинского»Сценарий досуга «Музыкальные загадки. Встреча с музыкой композитора В. Шаинского» Дети старших групп входят в зал под музыкальное сопровождение «Если с другом вышел в путь» (сл. М Танича) Ведущий- Ребята, сегодня на.

Сценарий концерта, посвящённого юбилею детского сада «Канал Юбилейный — 30» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса, Саратовской области, имени Л. Г. Венедиктовой,.

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества «У мужчин великий праздник! У мужчин великий день!» Цель: Создать условия для положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного проведения мероприятия, способствующих.

Сценарий утренника к Дню Победы «Великий Май! Победный Май!» Великий Май! Победный Май! (сценарий утренника, посвященного дню Победы). Цель: расширять знания детей о войне; воспитывать уважение к защитникам.

«Великий праздник — День Победы!» Сценарий для детей старших групп«Великий праздник — День Победы!» Сценарий для детей старших групп Великий праздник- ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Дети под музыку Д. Шостаковича «Военный марш» входят в зал с флажками белого, красного, синего цвета и выполняют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Великий лирик музыки народной». Сценарий к юбилею композитора Петра ильича Чайковского
Опубликовано: 9 октября 2020 в 03:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Великий лирик музыки народной». Сценарий к юбилею композитора Петра ильича Чайковского» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Евгения Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД