Татьяна Ивановна Кулюшина
«В поисках клада». НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе
Цель:
1. Продолжать учить детей подбирать существительные к прилагательным.
2. Закрепить умение находить слова со звуком «р», «з» и выделять заданный звук.
3. Формировать умение относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
4. Продолжать использовать в речи сложно-подчиненные предложения цели.
5. Продолжать формировать умение измерять слова по числам.
6. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления в назывании слов противоположных по смыслу.
Материалы:
Публикация «„В поисках клада“, НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Письмо пирата, карта, рыба-игрушка, предметные картинки, карточки-для определения звука в слове и по 1-ой фишки, пиратская шапка, сюрпризы - самоцветы + цветные леденцы, бутылка с письмом пирату.
Ход занятия:
«Ребята, мне по почте пришло письмо с адресом «группе Капитошка». Давайте откроем?»
Воспитатель открывает конверт с письмом и читает детям:
«Здравствуйте «Капитошки». Пишет вам капитан Флинт с пиратского (судна) корабля. Я знаю, что ваши мальчики и девочки любят искать клады. Я вам высылаю карту. Она необычная, с заданиями. Если вы выполните правильно все задания, то сможете добраться до клада и получить его. Желаю вам удачи. С уважением капитан Флинт».
«Давайте рассмотрим карту и отправимся в путь. На каком корабле мы поплывем?»
Дети выбирают корабль, отправляются в путь.
1. Вот мы добрались до острова, где живет 1-й пират. Теперь он очень расстроен, т. к. ему по морю в бутылке пришло письмо, но оно намокло и половина слов расплылись.
Д/и «Подбери слово» :
Белый – снег (и др.)
Яркое – Звездное -
Смелый – Полезные -
Деревянная – Красивая -
Мокрый – Грустная -
Веселая – Злая -
Пушистый – Новая -
Горячий –
Зеленая –
Молодцы, вы помогли пирату, отправимся дальше.
2. Ребята, впереди кит, он преградил дорогу нашему кораблю. Чтобы нам проплыть дальше мы должны помочь ему. Кит проглотил все предметы в которых есть звук «р». Чем больше мы назовем предметов, тем быстрее он уступит нам путь.
Слова: ракета, пират, рисунок, помидор, рак, огурец, корзина, ремень, ракета, рога, сковорода, кроссовки, куртка, грабли, ирисы, ромашки, коробка, забор, веревка и др.
Игра проводится в кругу – передаем рыбу – игрушку и называем слово.
3. Кит принял нашу помощь и пропустил наш корабль дальше. А теперь по нашей карте мы направили курс на пиратский магазин. В нем нам нужно купить все вещи.
Д/и «Магазин»
Когда выберешь в магазине то, что вам понравилось, нужно сказать, что купили, и обобщить: например – я хочу купить сапоги, т. к. мне нужна обувь.
Молодцы ребята, путь открыт.
4. Сейчас мы видим перед собой остров, где накопилось много вещей, их прибило к берегу, видимо от потерпевших крушения кораблей. Нам предстоит работа – очистить этот остров от ненужных вещей. Например: я хочу взять ложку, чтобы есть. В предложении использовать союз «чтобы».
5. Отправляемся на следующий остров. На нем 2 сундука. В первом сундуке задание от капитана Флинта – «Я вам написал слова, где один предмет, а вам нужно придумать слово, когда их станет много».
Например: книга – книги;
Ручка, стул, ребенок, лампа, ухо, трактор, стол, брат, озеро, город, флаг, имя, друг, арбуз, свеча…
А во втором сундуке – наоборот, «Я буду называть слово обозначающее много, а вы должны назвать один предмет» :
Например: когти – коготь;
Облака, птицы, волны, медведи, листья, вазы, орехи, цветы, люди…
6. Следующая стоянка нашего корабля на острове, где в большом сосуде мы нашли карточки и такое задание: «Нужно найти в слове звук «з» и показать в какой части слова он находится:
Озеро, зима, телевизор, заяц, обоз, корзина, коза, гроза, заплатка.
Молодцы, двигаемся дальше.
7. А здесь у нас остров, где происходит все наоборот. Выходите и вставайте в круг. Сейчас у кого на голове будет пиратская шапка, тот и будет отвечать. Я буду называть слово – а вы придумывать слово противоположное этому:
Вперед – назад; день – ночь;
Черный – белый; зима – лето;
Вверх – вниз; холодный – горячий;
Налево – направо; веселый – грустный;
Далеко – близко; длинный – короткий;
Высоко – низко; большой – маленький;
Внутри – снаружи; добрый – злой;
Толстый – тонкий; сильный – слабый;
Мокрый – сухой; здоровый – больной;
Сладкий – горький.
Хорошо. Впереди мы видим клад. Но на сундуке висит замок. Давайте его попытаемся открыть.
Пальчиковая игра «На двери висит замок».
Открываем сундук и достаем подарки для детей. Дети еще раз разглядывают карту и вспоминают интересное путешествие.