Елена Мареева
Творческая лаборатория с детьми старшей группы «В мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать представления об объектах неживой природы.
Задачи:
Обучающие:
• Вызывать речевую активность детей, закреплять представления о неживой природе - камнях;
• Учить детей группировать предметы по какому-либо признаку;
• Развивать связную речь детей, совершенствование умений составления предложений;
• Развивать исследовательские умения: наблюдать, делать предположения, обобщать;
• Закреплять умения проговаривать отдельные слова;
• Совершенствование навыков правильного пользования атрибутами при работе в тетрадях.
Развивающие:
Публикация «Творческая лаборатория с детьми старшей группы „В мире камней“» размещена в разделах
• Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и общую моторику;
• Развивать логическое мышление;
• Развивать внимание, зрительное восприятие, память.
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• Воспитывать умение слушать своего товарища.
Предварительная работа: просмотр презентации «Камни», картинки для чего нужен камень.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях
2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.
Материалы: «Чудесный мешочек», камни, соль, пластилин, емкость с водой, салфетки, тарелочки.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.
-практические: физминутка, эксперементирование.
-наглядный: рассматривание, наблюдение, показ.
-словесные: вопросы, уточнения, беседа, речевая проблемная ситуация, описания, вопросы.
Словарь: камни, шероховатые, гладкие, разноцветные.
Ход НОД:
1. Мотивационно - ориентировочный этап.
Дети встаньте полукругом на ковре как вам удобно не толкайтесь.
Ребята, я знаю, что вы у меня самые умные и любознательные исследователи. А что мы сегодня будем исследовать, вы должны угадать. Игра называется «Чудесный мешочек» (Дети на ощупь угадают, что лежит в мешочке).
Чудесный мешочек.
Всем, конечно, интересно,
Что лежит в мешке чудесном.
Каждый может угадать,
Стоит только в руки взять.
Дети ощупывают «чудесный мешок», пытаясь отгадать, какой предмет спрятан в мешочке.
Воспитатель: Ребята скажите мне:
- Этот предмет твёрдый или мягкий?
- Холодный или тёплый?
- Гладкий или шершавый?
Дети: (камни.)
После того, как все дети высказались, воспитатель показывает камень.
Воспитатель: Молодцы, правильно, это камни. Речь идёт о камнях. А хотите узнать все секреты камней? Для полного их изучения предлагаю вам пройти в лабораторию.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать в лаборатории? (работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу)
Воспитатель: Правильно, проходите в нашу лабораторию.
Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать камни.
2. Поисковый этап.
Беседа: «Камни».
Проблемные вопросы:
- Камень – это объект живой или неживой природы?
Воспитатель предлагает детям доказать, что камень – это объект неживой природы. (Не двигается, не растёт, не дышит, не ест).
- Где мы с вами можем встретить камни?
Дети: в горах, на море, на дороге, строят дом.
В жизни, есть профессии людей, которые работают с камнями. Это геолог, альпинист, археолог, ювелир, садовник.
- Давайте мы с вами полюбуемся камнями и скажем, какие они.
Дети, говорят какие камни.
Проведение опытов.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни, какие они по форме, показывают их друг другу, сравнивают (серый, коричневый, белый, красный, синий, круглый, овальный, неровный, малюсенький и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте).
Много камушек нашли.
Присели (Садятся, собрали (собирают, Встали (Встают).
Дальше пошли. (Дети шагают на месте).
Опыт №4. Определение веса
Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт №5 Определение температуры
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки.
Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт№6 Камни тонут в воде.
Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Подведение итогов:
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Хотели бы вы еще позаниматься в лаборатории?
Спасибо за внимание!
4. Рефлексивно – оценочный этап.
По завершении экспериментов, ознакомившись с его результатами, дети делают выводы в соответствии с планом. Педагог предлагает поделиться впечатлениями от работы в лаборатории, рассказать, что оказалось самым удивительным, неожиданным, интересным.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Молодцы, вы все справились с заданиями.
- Мне понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь.
Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты.
- Молодцы, ребята! Я вами горжусь!