Чернеева Татьяна
Проект «В мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность темы нам види
тся в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Публикация «Проект „В мир сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
В каждой группе должен быть уголок сказок, уголок книги. И любой воспитатель сталкивается с проблемой правильного оформления этого уголка и организации работы в нем. Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу (сказку) и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Исходя из вышесказанного, возникла проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг (сказок).
Мы решили создать проект «В гостях у сказки».
Тип проекта : исследовательско – творческий
Продолжительность: 1неделя
Участники проекта : дети младшей-средней группы, педагоги, родители
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель проекта : развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи:
-развивать двигательную активность детей через имитацию движений сказочных героев;
-расширять знания детей об устном народном творчестве, посредством демонстрации настольного театра;
-содействовать возникновению у детей чувства сопереживания, взаимовыручки, взаимопомощи;
-формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями.
Планируемые результаты: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх, с интересом слушает сказки в исполнении воспитателя с одновременным показом настольного театра, отвечает на вопросы о последовательности событий в сказке, рассматривает иллюстрации к художественному произведению, выполняет построение
башни для персонажей сказки соответственно их величине, активен при
создании индивидуальной композиции в рисунке к сказкам, участвует в выставке детских работ.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Постановка цели и задач.
Определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями.
Выбор оборудования и материалов.
Формы организации
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап – практический.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Практическая деятельность детей
Формы организации
Понедельник
Утро
Ситуативная беседа на тему: «Путешествие в мир сказок»
.П/игра «Зверята». Имитация движений сказочных героев : зайка-прыжки; лиса-ходьба на носочках; медведь- ходьба косолапой походкой; волк-бег.
Отгадывание загадок. Д/и «Угадай сказку».
Вечер
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассказывание любимой сказки по опорным картинкам.
Вторник
Утро
Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка»
Рассказывание русской народной сказки «Теремок». Демонстрация действий персонажей с помощью настольного театра.
Рисование «Украсим теремок для зверей».
Вечер
Настольный театр к сказке «Теремок».
Игра «Что сначало, что потом». Помочь детям отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке.
Рассматривание альбомов с русскими народными сказками.
Настольная игра «Кубики» -собери любимого героя.
Среда
Утро
Ситуативная беседа о бережном отношении к книгам.
Разучивание стихотворения Б. Заходера «Переплетчица».
Дидактическая игра «Назови сказку» (по отрывку из текста, дети должны догадаться, какая сказка)
Д/и «Теремок». Строим башню для зверей из квадратов. Определяем величину квадрата, накладывая их друг на друга (где удобно жить медведю-внизу, лисе чуть повыше, а мышке на самом верху
Вечер
Игра «Книжкина больница».
Оформление альбома: правила поведения в книжном уголке
Строительный конструктор. Иллюстрации к игре «Кто в доме живет».
Книжный уголок с русскими народными сказками.
Настольный театр к сказке «кот, петух и лиса».
Четверг
Утро
Беседа на тему: «Как дружба в беседе помогла». Строим «Новый дом- Теремок для зверей» с помощью конструктора «Лего».
Звукоподражательное упражнение «Кто как кричит».
/игра «Собери сказку из частей»
Вечер
Чтение сказки «Рукавичка». Беседа по содержанию сказки. Сравнивать русскую народную сказку «Теремок» с сказкой «Рукавичка». Поговорка «В тесноте, да не в обиде».
Подвижная игра «Зверюшки на дорожках
Разучивание присказок, стихов о сказочных героях.
Рисование: «Теремок для зверей»
Пятница
Утро
Музыкальное путешествие по сказкам. Исполнение песен из знакомых сказок. Песенка «Трех поросят». Песенка «Козы». Игра «Заинька, выходи».
Игра инсценировка по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Игра малой подвижности «Я на скрипочке играю». Имитируем игру на различных музыкальных инструментах. П/и «У медведя во бору».
Вечер
Игра «Слова-догонялки» (заяц-трусишка; лиса-плутовка; мишка- топтыжка).
Игра «Угадай на чем играю».
Лепка из пластилина любимого сказочного героя.
Работа с родителями
Консультации для родителей, индивидуальные беседы:
«Значение сказок в жизни ребенка»
«Семь причин, почему детям необходимо читать»
«Десять “почему” детям необходимо читать книжки»
Информационные стенды-передвижки:
«Учите вместе с нами»
«Что мы сегодня читали»
Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми)
Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам
3 этап – заключительный (обобщающий).
Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, выводы.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Гербова В. В. «Развитие речи детей 3-4 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.