Наталья Григорьевна Жукова
«В гостях у Матушки-природы» (экологическая тропа)
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в Краснодарском крае, на одной из самых благодатных территорий России.
Наши дети с рождения имеют возможность увидеть ее красоту и многообразие ландшафтов, животного и морского мира. Но красота эта хрупка и нуждается в охране и бережном отношении к себе. Многое для дошкольника о природе в его сознании еще не понятно, поэтому мы, как педагоги должны дать представление о ближайшем природном окружении, и научить бережно относиться к нему. Эта проблема очень актуальна в современном обществе, и нам педагогам следует формировать в сознании дошкольника – беречь и сохранять объекты природы, на протяжении всей жизни.
Публикация «„В гостях у Матушки-природы“ (экологическая тропа)» размещена в разделах
(Слайд №3 Домик гномика и табличка с названием тропы)
2017 год был объявлен годом экологии, поэтому в нашем детском саду решено было организовать экологическую тропу. Для этого был создан проект «В гостях у Матушки-природы».
Предварительная работа велась по нескольким направлениям: на педагогическом совете была определена проблема и разработана стратегия реализации проекта «Экологическая тропа».
- Была детально обследована территория детского сада и выделены наиболее интересные объекты.
- Составлена картосхема тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
- Был выбран вместе с детьми хозяин тропинки – сказочный персонаж -Гномик.
-Составлен паспорт всех точек тропинки.
- Изготовлены выносные знаки обозначающие каждую точку тропы.
- Составлены рекомендации по работе с детьми на каждой точке
-Подобран материал к занятиям по маршруту экологической тропы.
-Ко всем точкам тропы составлены подробные картотеки с детальным описанием объектов наблюдения, способами ухода, режимом функционирования, и наиболее характерными признаками.
-Так же ко всем объектам созданы картотеки проводимых экспериментов, опытов, наблюдений, дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок. Имеется народный календарь- на весь год и по сезонам.
К реализации проекта привлекаются родители, т. к. данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
(Слайд №4 Схема нашей тропы)
Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности в виде экологической тропы, которая в свою очередь, состоит из отдельных специально оборудованных экологических объектов, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
(Слайд №5 Актуальность проекта)
Актуальность проекта.
Проект «В гостях у Матушки-природы. Экологическая тропа»» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включаемостью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.
(Слайд №6 Дети и деятельность на тропе)
Работа в рамках проекта проводиться регулярно, ненавязчиво. Поддерживается интерес детей и их любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.
К реализации проекта привлекаются родители, т. к. данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
(Слайд №7 Цель проекта)
Цель проекта:
Используя разнообразные формы работы с детьми на объектах экологической тропы, способствовать развитию экологической осознанности и природоохранной культуры дошкольников: показать взаимосвязь природы с окружающим миром, вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе Краснодарского края.
(Слайд №8 с задачами проекта)
Задачи проекта:
Воспитывать у детей:
-стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
-охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;
(Слайд №9)
Формировать у детей:
-представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр., взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;
-умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
-образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;
-позитивное: бережное (хочу сохранить, созидательное (хочу создать и приумножить, познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.
(Слайд №10)
Развивать у детей:
-познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
-представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Краснодарском крае, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
(Слайд №11)
Предполагаемый результат:
Дети должны получить элементарные представления о объектах природы и значении их в жизни человека;
• приобрести навыки наблюдения за объектами природы;
• иметь простейшие представления об уходе за каждым из объектов;
• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде, временах года;
• вовлечение родителей воспитанников в работу по созданию экологической тропы.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (возраст 5-7 лет)
• педагоги;
• родители воспитанников.
• сотрудники детского сада
(Слайд №12 Этапы реализации)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Цель этапа: определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа».
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
- Составление паспорта всех точек тропинки.
- Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой
Промежуточный результат
-Разработан маршрут экологической тропы.
-Подбирается материал к занятиям по маршруту экологической тропы.
-Ведется методическая подготовка педагогов, материально-техническое оснащение маршрута.
(Слайд №13 Основной этап)
2. Основной этап
Цель этапа: реализация работы по маршруту экологической тропы.
-Выбор объектов для проведения занятий;
-Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;
-Изготовление гербариев «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья»;
Промежуточный результат
- Разрабатывается технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы.
(Слайд №14 Заключительный этап)
3. Заключительный этап
Цель этапа: анализ результативности выполнения поставленных задач.
-Проведение итоговой экскурсии;
-Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы;
-Оформление фотогазеты;
-Выставка детских рисунков.
Промежуточный результат
-Выполнение задач проекта;
-Выпуск методических рекомендаций.
Предполагаемый результат проекта:
1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.
2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.
3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
4. Создание атрибутов к видовым точкам.
5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 32».
Вот экологическая тропа готова. Посмотрите, как мы ее используем в работе с детьми.
(Слайд №15 Правила тропы)
1. «Домик хозяина тропы Гномик-весельчак»
С данной точки начинается наша тропа. На полянке с маленьким домиком, украшенной согласно сезону находиться фигурка хозяина тропы Гномика-Весельчака. Педагог зачитывает письмо хозяина тропы детям. Так же от имени хозяина тропы детям могут даваться задания, вопросы, ставиться проблемные и игровые ситуации. По окончанию своей деятельности, ребята возвращаются к Гномику и показывают результат, в виде поделок, рисунков, коллекции и пр.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
Дети повторяют правила поведения в природе, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом и отправляются на поиски новых знаний.
(Слайд №16 Пруд)
2. «Пруд лягушки-путешественницы». Искусственный миниводоём
Следующая точка тропы «Пруд Лягушки-путешественницы». Этот объект привлекает абсолютно всех кто проходит мимо прудика. Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Так же дети кормят рыбок, приходя в детский сад здороваются с ними, уходя домой прощаются. Но не все дети и даже родители отнеслись ответственно к обитателям пруда. Дети, да и взрослые пытались накормить рыбок печеньем, хлебным мякишем и даже конфетами. Некоторые дети бросали в пруд землю, педагоги решили эту проблему так-расположили возле прудика правила наблюдения и кормления рыбок.
(Слайд №17 Цветник)
3. «Царство цветов». Цветник
Обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.
И здесь мы столкнулись с проблемой насыщения нашего цветника задуманными растениями-хотелось чтобы наш цветник был самым красивым и пышноцветущим, но особых средств для этого не было. И тут нам на помощь пришли родители наших детей-они предоставили нам семена, рассаду цветов, удобрения и прочее.
(Слайд №18 Огород)
4. «Знакомые незнакомцы». Огород.
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Весной мы с детьми выращиваем рассаду, конечно же это сложное дело и как всегда нам помогают родители, снабжают нас семена, рассадой, почвогрунтами и пр.
Зато щедрой осенью мы демонстрируем нашим родителям успехи по выращиванию урожая на традиционной «Осенней ярмарке». Здесь у нас и выставка поделок из природного материала, и поделки из овощей,
(Слайд №19 фитоогород)
5.«Аптека лесной Феи». Фитоогород
Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений
На этой точке результатом нашей работы является изготовление из лекарственных трав ароматических саше, подбор различных фиточаев, демонстрация мастер-классов по сбору, сушке и хранению лечебных трав. Так приятно холодной зимой угостить наших родителей дарами фитоогорода.
На этой точке нам предстоит еще одна большая работа. Пообщавшись с родителями мы выяснили, что среди традиционных лекарственных трав некоторые травы уже трудно найти в природе или же они совсем не встречаются, и наш коллектив педагогов решил следующим летом составить Красную книгу станицы Медведовской, где мы постараемся собрать все редко встречающиеся на нашей территории лекарственные травы.
(Слайд №20 Лес)
6. «Лесные великаны». Уголок леса с полянкой для отдыха (Слайд №15)
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (береза, рябина, сосна, ель, и др., полянку для отдыха с пеньками и бревном
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т. д.). В весенне-осенний сезон на полянке располагался муляж костра и была разбита палатка для отдыха. За лето и осень было проведено несколько квестов,
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т. д.)
(Слайд №21 Пень)
7. «Академия букашек». Пень с насекомыми
На данной точке располагается пень от ивы, который в весенне- летний сезон населен всевозможными насекомыми. В межсезонье на пне выставляются муляжи насекомых. Задачей этого объекта является воспитание бережного, экологически грамотного отношения к окружающей природе. При организации деятельности на этой точке педагогами используются в работе лепбуки, по итогам создано много творческих работ.
Данный объект способствует формированию представлений о том, что такое «пень». Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его. Дает детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений).
(Слайд №22 Метеостанция)
8. «Юные метеорологи». Метеоплощадка
На данной точке я не буду заострят свое внимание, о ней вам более подробно расскажет в своем выступлении следующий педагог.
(Слайд №23 Луг)
9. «Веселый лужок». Луг с полевыми цветами
Дети рассматривают луговые цветы (колокольчик, ромашка, василек и др., наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах луга, сравнивает с садовыми цветами их особенностях, помогает выделить общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
При создании луга мы обогатили естественный набор растений дополнительными экземплярами. Для этого дети подготовительной группы получили задание-отправиться в поход и найти недостающие растения. Это было целое приключение - в итоге дети выполнили своё задание, недостающие экземпляры благополучно растут на нашем лугу.
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «Полянку Гномика-весельчака», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)
(Слайд №24 Итоги, поделки и пр.)
После посещений экологической тропы создаются тематические выставки, выпускаются плакаты, собраны альбомы рисунков и фотографий.