Татьяна Константиновна Морокова
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Морокова Т. К.
Актуальность проблемы:
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для углубленного изучения основ экологии реализуется программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:
• системность;
• наглядность;
• доступность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• сезонность.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит от того, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком, а ведь дошкольное детство – это период бурного роста и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет – становления самосознание: ребенок выделяет себя из природного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. Городской ребенок всё реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и не знакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, предать индивидуальный облик территории детского сада за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – Баргузина.
Цель: расширение и разнообразие экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Задачи:
-способствовать познавательному развитию ребёнка;
-формировать нравственные качества, расширения кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;
Объект исследования: система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.
Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.
Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.
Этапы проекта :
Подготовительный (диагностический).
- Изучение методической литературы по проблеме исследования.
- Детальное обследование территории детского сада и выделение
места для наиболее интересных объектов экологической тропы.
- Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.
Основной (практический).
- Разработка и составление паспорта всех точек тропинки.
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков.
- Мероприятия с детьми и родителями.
Заключительный.
-Ожидаемый результат.
- Выводы.
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Этапы проекта :
Подготовительный – диагностический этап:
Изучение методической литературы по проблеме исследования. • О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г. ;
• З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М. : «Сфера» 2011г. ;
• Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М. : «Просвещение» 1993г. ;
• А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;
• А. И. Иванова. «Живая экология», М. : «Сфера» 2007г. ;
• С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;
• Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М. : 2005г. ;
• Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М. : 2005г. ;
• Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М. : 2006г. ;
• И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М. : 2009г.
• Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;
• П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.
Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Обследуя территорию детского сада, разработала маршрут, который будет проходить через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получат устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.)информацию об этих объектах.
Создание и разработка маршрута экологической тропы. Создавая экологическую тропу, я создавала фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего края, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры. Точки экологической тропы : «Здоровей-ка», «Фитоогород», «Рябинка», «Кусты»,«Цветник», «Тихий уголок в лесу», «Лесная поляна», «В саду ли, в огороде», «Мини-стадион», «Метеостанция», «Полянка», «Муравейник», «Озеро с лебедями», «Деревья»,«Птичий столбик».
Основной – практический этап:
Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. Точка №1 «Здоровей-ка»
На тропинке предлагается детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности: прошагать по гальке, по песку, по керамзиту, по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности, профилактике простудных заболеваний.
Точка №2 «Мудрое дерево»
Точка №3 «Птичий столбик» - зона познания жизни птиц.
Точка №4 «Кустарники»
Объектами для наблюдения являются сирень, бузина, рябина. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой.
Точка №5 «Цветник»
Цветник будет украшением детского сада. Посажены растения: петуния, бархатцы, львиный зев, бальзамин, астры, сальвия. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволяет знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживает интерес к жизни растений, учит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.
Точка №6 «Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы -знакомство с животными.
Точка №7 «В саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.
Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Точка №8 «Метеостанция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).
Точка №9 «Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой. Она дает возможность для организации наблюдений за растениями и насекомыми родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы, насекомые.
Точка №10 «Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев).
Точка №11 «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников
Точка №12 «Сосновые Деревья» - зона познания жизни деревьев
Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. В качестве образца табличек я воспользовалась экологическими знаками на природе.
Знаки:
• Ходить по тропинкам.
• Не ломать ветки деревьев.
• Не топтать цветы, травы.
• Не кричать, не включать громко музыку.
• Не лезть в птичьи гнезда.
• Не ловить насекомых.
• Не разрушать грибницы.
• Не ловить мальков и лягушек.
• Не рвать паутинки.
• Не оставлять не затушенных костров.
• Не разорять муравейники.
Мероприятия с детьми и родителями
Заключительный этап
Ожидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников
Экологическая тропа поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.
Перспектива на будущее. Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)