Гульнися Хусяинова
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа»
Актуальность проекта
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Для формирования у детей экологического мировоззрения. Я разработала проект «Экологическая тропа». Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире, цель вы видите на экране.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей средствами экологического воспитания.
Задачи:
• Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды.
• Развивать устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям.
• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
• Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.
• Активизировать участие родителей в создании экологической развивающей предметно-пространственной среды на участке, а также в экологическом воспитании ребенка.
• Вид проекта : Долгосрочный, исследовательский, познавательно-творческий.
• Участники: Дети МБДОУ, родители, педагоги.
• Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный – май 2017г.
Обследование объектов природного окружения ДОУ
Обработка консультативно – методической литературы по проблеме экологического воспитания детей. Беседа с родителями о проекте «Экологическая тропа».
Привлечение родителей к созданию экологической предметно- пространственной среды на участке.
Второй этап – основной – июнь – август 2017г.
1. Создание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп
2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»
Третий этап – итоговый – сентябрь 2017г.
1. Создание фотоальбома «Я люблю природу»
2. Изготовление гербария «Лекарственные растения»
3. Презентация проекта «Экологическая тропа»
Для реализации проекта использовала
Формы и методы работы с дошкольниками
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Проведение праздников
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформление альбомов, фотогазет, выставок книг
• Чтение произведений о животных и растениях
• Продуктивная деятельность: рисование, аппликации и др.
• Оформление материалов проекта
Ожидаемые результаты.
Дети
• Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности.
• Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
• Расширение знаний и представлений детей о бережном отношении к природе.
• Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
• Повышение уровня знаний о живой и неживой природе.
Родители.
• Активные участники мероприятий экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Активные помощники в создании РППС на участке ДОУ
• У родителей повышается экологическая компетентность.
Педагоги
• Участники создания экологически развивающей предметно-пространственной среды
• Участие в реализации проекта способствует повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам экологического воспитания
• Проект способствует развитию творческого потенциала
На подготовительном этапе было обследовано природное окружение ДОУ и выявлены более интересные места.
Была создана карта-схема тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;
Был разработан паспорт «Экологической тропы»;
При разработке маршрута и оборудования ее объектов, была изучена методическая литература по экологическому развитию детей дошкольного возраста.
На подготовительном этапе были определены видовые точки.
На основном этапе совместно с родителями, педагогами и с детьми создавали объекты экологической тропы.
В ходе плодотворной работы были оформлены все точки экологической тропы.
1 точка «Пруд».
На данном объекте размещен маленький искусственный водоем для наблюдения за водой во время прогулки с детьми. Здесь знакомили детей с названиями растений на водоемах и их обитателях, рассказывали какое значение имеет пруд в природе. Искусственный водоем дал возможность организации сюжетно - ролевой игры, познавательной и исследовательской деятельности, наблюдений
2 точка «Огород лекарственных трав».
На этом объекте знакомили детей с разнообразными лекарственными растениям это: мята, мелиса, календула, ромашка, крапива, мать- и-мачеха, подорожник и тд. Рассказали об их биологических особенностях, лечебных свойствах, учили распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветов, проводили тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); Наблюдали за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляли знания о ценности их для здоровья.
3 точка «Малиновый край»
На этой точке мы познакомили детей с одной из самых любимых ягод в России -малиной.
Малина многолетнее растение с очень сладкими и ароматными ягодами. Дети узнали, что ягоды малины используют в свежем виде, замораживают, готовят из них варенье, соки, джемы, компоты, мармелад. Узнали, что ягоды обладают ценными лечебными и диетическими свойствами, богаты витаминами.
4 точка «Птичий городок»
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи.
Здесь мы наблюдали за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику, слушали их пение, отгадывали загадки узнавали их на картинках. Беседовали с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; насыпали корм, наполняли водой поилки.
5, 6, 12, 13, 15 точки «Рябина», «Лиственница», «Вишневый сад», «Русские березы», «Ель»
На территории ДОУ произрастают различные виды деревьев.
И на этих видовых точках мы знакомим детей с особенностями каждого вида.
7 точка «Лесная поляна».
В этой видовой точке воссоздан уголок лесной полянки имитирующий дикую природу. На полянке живут дикие животные: медведь, зайцы, еж. Растет лиственница и вокруг нее растут грибы. Во время прогулки с детьми мы закрепили и расширили знания детей о деревьях, растениях, диких животных, ягодах и грибах.
8 точка «Ферма».
На прогулке с детьми мы рассматривали объекты деревенского подворья (Ферма, где живут домашние животные: собачка в будке, поросята, куры и петух).
9 точка «Природная лаборатория»
Объект включает в себя столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал).
На этом объекте знакомили, расширяли и уточняют знания детей о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.); проводили совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
10 точка «Зоопарк» .
Создавали из бросового материала. С помощью родителей создали зоопарк «Африканских животных» для расширения знаний детей об этих животных.
Животный мир Африки богат и разнообразен.
Здесь ребята познакомились с жирафом, зеброй, слоном, обезьяной, черепахой, крокодилом.
11 точка «Метеостанция» создавалась педагогами ДОУ
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
• Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
• Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
• Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
• Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
14 точка «Цветники»
Цветник – это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Подбор растений : ирисы, циннии, бархотки, пионы, астры и др. выбран таким образом, чтобы в течении всего периода с ранней весны и до поздней осени, было обеспечено цветение на клумбах и цветниках.
16 точка «Охраняемые растения»
Ландыш майский - это многолетнее растение высотой 30 см. Один из самых красивых лесных цветочков. Живет 21 год, а цветет 2 – 3 раза в год. Не смотря на то, что известны лекарственные свойства ландыша, этот цветочек очень ядовит. Он занесен в красную книгу, как исчезающий вид цветка и считается охраняемы растением.
17 точка «Муравьиный домик»
Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои.
На этой точке рассказали детям о пользе муравьев в природе.
18 точку «Огород» Создал коллектив ДОУ.
Огород – это искусственно созданный человеком объект. На нашем огороде растут овощи (помидоры, капуста, перец, лук, огурцы, свекла) и клубника.
Все эти овощи сажает человек, но их нужно не только сажать, но и ухаживать за ними. Дети знакомятся с разными способами размножения – выращивания овощей (рассадой, клубнями, луковицами). Дети узнают условия необходимые для роста и развития овощей.
19 точка. «Интеллектуальный эко - клуб»
На веранде расположен наш эко-клуб. Ребята там проводят интересно время. Решают кроссворды,отгадывали интересные задания воспитателя, участвуют в шахматных турнирах, играют домино и тд.
29 точка. «Творческая мастерская»
На веранде ДОУ оборудована творческая мастерская, где ребята рисовали, лепили, делали разные поделки из природного материала.