Ольга Осипова
Занятие по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Кустовое методическое объединение для воспитателей младшего-старшего дошкольного возраста 2 куста по проблеме:
«Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Организованная образовательная деятельность в рамках реализации проекта «Путешествие в страну игры и цветов»
Подготовила:
Воспитатель Осипова О. Ю.
1 кв. категория
Руководитель КМО II куста
___Петрушина Л. Г.
30.04.3013г.
г. Альметьевск, 3013г.
Публикация «Занятие по развитию логического мышления у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Дата проведения : 30.04.13г.
Место проведения : Музыкальный зал
Количество детей : 12
ЦЕЛЬ : Знакомство детей с нестандартными дидактическим материалом. Формировать умения выявлять свойства в объектах, назвать их. Обобщать объекты по свойствам.
ЗАДАЧИ:
1. Создать положительную атмосферу, повторить с детьми формы доброжелательного приветствия, прощания (коммуникация)
2. Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе (коммуникация)
3. Упражнять в умение составлять числовой ряд в пределах десяти (познание)
4. Тренировать умение располагать предметы в порядке убывания (познание)
5. Формировать умение логически правильно выстраивать предметы, исходя из условия, развивать внимание, наблюдательность, память (познание)
6. Вызвать у детей эмоциональный, радостный настрой при отгадывании загадок (коммуникация)
7. Воспитывать бережное отношение к природе
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Беседа о цветах первоцветах
2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах
3. Чтение стихов о цветах
4. Загадывание загадок
5. Разучивание песни «Весенний хоровод» сл. муз. Насауленко
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1. Развивать словарь в процессе обогащения представлений об окружающем мире
2. Обогащать активизацию словаря
3. Формировать умение детей отгадывать загадки
4. Совершенствовать диалогическую форму речи
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Демонстрационный материал
1. Костюмы Незабудки и Лилии
2. 3 логические таблицы, к каждой таблице – по 9 цветков: плоскостные цветы разного размера
3. Изображение цветов гладиолуса, сон-травы с цифрами на одной стороне, с буквами на другой
4. - Слайды с изображением гладиаторов, оружия-трезубца, меча
- Изображения гладиолуса и сон-травы
2. Раздаточный материал:
1. Блоки Дьеныша
2. Кубики Никитина «Сложи узор» + схема бабочки
3. Палочки Кюизенера +схема бабочки
4. Счетные палочки
5. «Волшебный круг» развивающая игра + схема бабочки
6. Коробка с конфетами, украшенная под цветок
Воспитатель. Ребята сегодня будет необычный день, к нам в гости придут гости из очень красивой страны. Вспомните, пожалуйста, какие страны бывают? ( Ответы детей: Турция, Англия, Испания ит. д.)
Чтобы узнать, кто жители красивой страны, отгадайте загадки.
Стоят на поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
Дети. Ромашка
Воспитатель. На зеленой ножке
Белые горошки
Дети. Ландыш
Воспитатель. Вырос шарик бел
Да ветер его съел
Дети. Одуванчик
Воспитатель. А всё вместе как это называется?
Дети. Цветы
Воспитатель. Правильно, именно из страны цветов и игры к нам в гости пришли Незабудка и Лилия
Незабудка и Лилия. Добрый день, ребята. Мы очень рады видеть вас сегодня. А пришли мы к вам не просто так: в нашей стране приключилась беда, все цветы потерялись, все запутались и забыли где кто жил. И мы пришли к вам за помощью. Помогите пожалуйста, цветам найти свои дома.
Воспитатель. Сколько домиков нужно заселить?
Дети: Три
Воспитатель. Как быстро можно заселить сразу три домика цветами?
Дети: Надо разделиться на группы.
Воспитатель. Посмотрите на своих помощников и скажите, по каком признаку их можно разделить на три группы?
Дети: По цвету.
Воспитатель. Молодцы, сразу догадались! Тогда разделитесь на три группы: Возле Незабудки-ребята, у которых есть синие блоки, возле Лилии-ребята с красными блоками, возле мольберта- ребята с желтыми блоками.
(Дети делятся на группы)
Воспитатель. Какого цвета цветы?
Дети: Розовые, оранжевые, фиолетовые.
Воспитатель. Сколько этажей (рядов в домике?
Дети: Три
Воспитатель. Сколько подъездов (столбцов) в каждом доме?
Дети: Три.
Воспитатель. Расселите цветы так, чтобы соседи слева, справа, сверху, снизу не были одного цвета. Может фиолетовый цветов жить под фиолетовым цветочком?
Дети: Нет.
Незабудка: Ребята цветы, которые вы расселили по домикам, очень вам благодарны за помощью. Теперь- то они точно не забудут, где кто живет.
Лилия: Но в нашей стране есть и такие цветы, которые не живут в домах, а растут на лугу. Но и они запутались и никак не могут найти свое место. Вы готовы им помочь?
Дети: Да.
Воспитатель. Вам нужно разделиться на две группы. По какому признаку блоки можно разделить на две группы?
Дети: По размеру, по толщине.
Воспитатель. Мы разделимся по размеру. На какие группы будем делиться?
Дети: На группы с большими и маленькими блоками.
Воспитатель. К Незабудке встают ребята, у которых все маленькие блоки, а к Лилии- у которых все большие блоки. А вот и те самые цветы.
(Раздать детям цветы разных размеров с цифрами на одной стороне, с буквой на другой).
Сейчас вам нужно встать так, чтобы цифры, написанные располагались по порядку
от 1 до 9.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. Эти цветы могут стоять и по - другому. Подумайте, как? Посмотрите внимательно на цветы друг друга, чем они отличаются?
Дети: Размером.
Воспитатель. Постройтесь от самого большого до самого маленького по размеру цветка. Если вы правильно выполнили задание, то получатся два слова, два названия цветов. Какие слова получились?
Дети: «Гладиолус» и «Сон-трава».
Воспитатель. Как вы думаете, почему эти цветы получили свои названия?
Дети: Название цветка «Гладиолус» похоже по звучанию на слово «Гладиатор».
Воспитатель. А вы знаете кто такие гладиаторы? В Древнем Риме самыми популярным развлечением были бои гладиаторов, сильных вооруженных людей. Дрались они трезубцами, кинжалами и, конечно, мечами. На латинском языке, слово «Меч» произносится как «гладиолус». Что же общего у цветка гладиолуса и меча?
Дети: Листья гладиолуса напоминают узкие длинные лезвия меча или шпаги. Только у цветка гладиолуса «Меч» не один, а несколько.
Воспитатель. Посмотрите, как выглядит цветок «сон- трава».Почему он получил такое название? (ответы детей)
Название цветка связано с тем, что его соцветия пониклые, обращены головками внизу, будто спящие. Сон-трава из рода прострелов. Прострелы расцветают ранней весной, одним из первых.
Незабудка: Молодцы, ребята, что помогли цветам на лугу. В стране цветов мы очень любим играть светерком. Повторяйте за нами.
Ветер волнуется раз!
Ветер волнуется два!
Ветер волнуется три!
Фигура цветочка, на месте замри!
(После слов и соответствующих движений дети замирают в образе любого цветка. Незабудка и Лилия выбирают самый интересный образ)
Лилия: Ветер утих, и в страну цветов прилетели наши верные друзья. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку.
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет.
Кто это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Да, вы правы, бабочки – лучшие друзья цветов. Хотите, чтобы у вас остались их фотографии? Я точно знаю, что вы сможете их сделать сами. Для этого вам надо разделиться на 4 группы. Посмотрите на своих помощников и скажите, по какому признаку вы можете разделить на 4 группы.
Дети: По форме
(Дети делятся на команды «квадраты», «круги», «треугольники», «пятиугольники» и расходятся в разные части группы)
Воспитатель: Группе «квадраты» нужно изобразить бабочку с помощью игры «волшебный круг». Подумайте сами, как это можно сделать. Если возникнут сложности, обратитесь к подсказке-схеме. Группе «круги» нужно изобразить бабочку с помощью «Сложи узор» по предложенным схемам. Группе «треугольники» я дам счетные палочки. С их помощью придумайте, как можно сконструировать бабочку. Группе «прямоугольники» предложим палочки Кюизенера. Заполните силуэт бабочки. Можно сделать сразу несколько вариантов.
Незабудка: Как же хорошо и красиво у вас получилось! В благодарность за вашу помощь в стране цветов и игры вырос вот такой цветок. (Выносит цветок со сладким призом)
Воспитатель: Какой красивый! Давайте посмотрим, что там внутри. Но для начало скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Что вы узнали нового сегодня? Что запомнили?
Молодцы, а теперь посмотрим, что там внутри. Конфеты!
А в конце нашего путешествия давайте споем песню о весне и цветах «Весенний хоровод».