Фомина Анна
Конспект занятия по математике «В гости к Совушке. Время. Часы»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Совушке»
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: формирование разносторонней личности старшего дошкольника через ориентацию во времени и определение части и целого.
Задачи:
Образовательная: Учить детей определять время по часам с точностью до 1 часа. Совершенствовать умение детей делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Систематизировать навыки и умения детей в составлении и решении арифметических задач в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия по математике „В гости к Совушке, Время, Часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сова, совушка, совенок, совята
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
развивающая: Продолжать развивать у дошкольников внимание, память, логическое мышление. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательная: Формировать у детей качества доброты, дружелюбных проявлений, умение играть и работать в коллективе сверстников. Способствовать получению положительных эмоций, а также развивать культуру речевого общения.
Словарная работа: высоко-низко, далеко-близко, слева - справа, вверху -внизу, большой -маленький, широкий –узкий, ночь –день, вечер –утро.
активизация словаря: развивать речь у детей.
обогащение словаря: умение детей называть слова макет, цифры, арифметические знаки.
Материалы и оборудование (средства) :
Демонстрационный материал : мяч, игрушка совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал : макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы.
Способы (методы и приемы) : наглядный, словесный, игровой, рассматривание, объяснение, дидактическая игра.
Предварительная работа (подготовительная работа) : рассматривание иллюстрации совы, макета, чтение стихотворения А. Усачева.
Планируемый результат занятия : умение детей поддерживать беседу по вопросам, чтение художественной литературы; умение составлять задачи; умение определять время по часам в точности до 1 часа; умение делить круги на 8 равных частей.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно- мотивационный этап Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
- Ребята, к нам пришло письмо от Совушки она приглашает нас к себе в гости, чтобы мы с вами узнали как проводят своё время совы и сами научились его определять, но для этого нам нужно выполнить несколько заданий, если мы правильно ответим на задания, то мы мигом очутимся у Совушки.
– Вы хотите побывать у Совушки в гостях? Организационный момент: Художественное слово.
- Ответы детей. Заинтересованность детей.
2. Основной этап
Игровое упражнение «Скажи наоборот». обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» «Я буду кидать вам мяч и говорить слово, а вы ловите и называете противоположное по смыслу слово и кидаете мне обратно мяч».
-Бросаю ребенку мяч и говорю:
- «Впереди».
- «Высоко»
- «Далеко»
- «Слева».
- «Вверху»
- «Большой»
- «Широкий»
- «Ночь»
- «Вечер»
Показ способа действия.
Словарная работа. Дети встают полукругом
Ребенок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением (Сзади.)
- Низко.
-Близко.
-Справа.
- Внизу.
- Маленький.
- Узкий.
- День.
- Утро. Активность детей при игре.
2.1 Этап постановки проблемы
Игровое упражнение «Составим задачу»
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. -Уточняю у детей: «Из каких частей состоит задача?»
- Сколько чисел будет в задаче?
- С помощью, каких арифметических действий мы научились решать задачи?
- Предлагаю составить задачу на вычитание. - Выслушиваю задачи и вместе с детьми выбираю одну из них для решения.
– Предварительно спрашиваю:
- Какое условие в задаче?
- Какой вопрос в задаче?
- Повторите задачу еще раз.
- Нарисуйте на листе бумаги решение задачи с помощью круга и точек внутри него.
- Алина иди нарисуй модель решения задачи.
- Ребята, а вы проверьте правильно ли Алина нарисовала модель задачи.
- Выслушиваю ответы детей и предлагаю «записать» решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков.
- Ира иди выполни запись на доске.
-А вы ребята проверьте правильно ли Ира записала решение задачи.
- Предлагаю проверить ответ по модели на доске путем пересчитывания точек:
- Сколько было?
-Сколько убрали?
- Сколько осталось? Вовлекает детей в совместную деятельность. Ввожу в сюжетное событие (раздача дидактического материала)
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети составляют задачу: «На полянке играли 5 мышек, 2 мышек позвала мама домой.
-Сколько мышек осталось на полянке?» Дети отвечают полным предложением. На полянке осталось 3 мышки.
- Ответы детей.
- Ответы детей.
Дети рисуют модель задачи.
Дети проверяют правильно ли Алина нарисовала модель к задаче.
Дети проверяют, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. Умение составлять задачи.
2.2 Этапы ознакомления с материалом
Игровое упражнение «Когда сова ложится спать?» Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. - Обращаю внимание детей на модель часов и спрашиваю:
- Сколько стрелок на часах?
-Чем они отличаются?
- Что показывает короткая (длинная) стрелка?
- Показываю детям картинку с изображением совы, уточняю название птицы и предлагаю установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения.
- Читаю стихотворение:
Соблюдается совой
Распорядок часовой.
Ночью в час – по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет два-
В магазин спешит сова.
В три - готовит суп.
В четыре – вытирает пыль в квартире.
В пять сова идет читать.
В шесть она садится есть.
Семь показывают стрелки-
В гости к ней приходят белки.
Не поздней восьми часов-
Совещание у сов.
Но как только девять бьет –
В лес сова гулять идет.
В десять у нее вязанье,
А в одиннадцать купанье.
Как двенадцать бьет часов-
Двери в доме на засов.
В полдень ей пора в кровать.
Любит днем сова поспать.
Дальше все по распорядку:
В час – встает и на зарядку….(А. Усачев)
Наглядный, словесный.
Вопросы.
Чтение худ. лит.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети устанавливают время на своих макетов часов и рассказывают о положении стрелок.
Умение определять время
2.3 Этап практического решения проблемы
Игровое упражнение «Чаепитие у совы». Совершенствовать умении делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. - Повторяю строчки из стихотворения:
Семь показывают стрелки-
В гости к ней приходят белки.
- Показываю карточку с цифрой 7 и уточняю у детей, сколько белок пришли в гости к сове.
- Предлагаю разделить торт (круг) на столько равных частей, чтобы хватило всем, сидящим за столом (8 белок).
- Уточняю на сколько частей надо разделить торт?
- Как правильно это сделать (Разделить торт пополам, затем каждую часть разрезать еще пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части.
- Какая часть достанется каждому?
-Что больше: целое или одна восьмая часть?
Что меньше?
- А теперь покажите две восьмых (четыре восьмых).
- Как еще можно назвать четыре восьмых? (Одна вторая). Чтен. худ. лит.
Наглядный. словесный.
Вопросы к детям.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Одна восьмая.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети показывают.
Ответы детей. Умение детей делить круг на равные части.
3. Заключительный этап
Дидактическая игра «Путаница». Развивать внимание.
Учить детей оценивать результаты своей работы и работы других детей - У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенные друг на друга.
- Прошу детей разными цветными карандашами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке.
Рефлексия, анализ с целью осознания детьми результатов своей деятельности, самооценки и результатов деятельности всей группы.
- Ребята, а вы помните, для чего нас приглашала Совушка в гости?
- Что нужно было сделать, чтобы попасть к ней?
- Как вы считаете, вы справились с заданиями?
-Что выполнять было легко?
- Какие задания вызывали трудности и у кого?
- Ребята вам понравилось в гостях у Совушки?
А задания
Совушки понравились?
-А чем понравились?
Совушка считает, что все дети справились с заданием и могут смело идти в школу! Вы все огромные умницы, все старались, я вами горжусь. Наглядный, словесный.
Вопросы к детям.
Вопросы к детям
Дети закрашивают цифры увиденные на своих листах.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. Развивать у детей внимательность.
Умение анализировать результаты своей работы.