Карина Мазурова
Конспект НОД «В гости к дедушке Морозу» (старшая — подготовительная логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая – подготовительная логопедическая группа (5-7 лет)
«В ГОСТИ К ДЕДУШКЕ МОРОЗУ»
Мазурова Карина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
Цель НОД: формирование грамматического строя речи
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие» :
• развивать связную, грамматически правильную речь;
Публикация «Конспект НОД „В гости к дедушке Морозу“ (старшая — подготовительная логопедическая группа)» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• обогащать и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»;
• совершенствовать грамматический строй речи (учить образовывать притяжательные прилагательные);
• закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
• формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;
• развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживательность.
Познавательное развитие:
• развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, память, внимание;
• развивать интересы детей, любознательность и познавательною мотивацию;
• развивать воображение и творческую активность.
«Физическое развитие» :
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать речевое дыхание
• совершенствовать координацию движений с речью;
• способствовать снижению утомляемости детей во время занятия через игровые упражнения.
Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей, повышение эффективности образовательной деятельности; внесение разнообразия в образовательную деятельность.
Обоснование целесообразности данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия; использование мультимидийной презентации сделает занятие эмоционально окрашенным, привлекательным, вызовет у ребенка живой интерес, будет прекрасным демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: 8 мин
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками; проявляет любознательность, умеет сопереживать, обладает элементарными представлениями об окружающем мире (мире диких животных); ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки предметов, объектов окружающего мира, выбирать наиболее эффектные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные – умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование произвольности поведения и саморегуляции, как способности ребенка к мобилизации сил, к волевому усилию.
Личностные – умение оценивать усваиваемое содержание, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Используемое оборудование для педагога: интерактивная доска, компьютер, мультимидийный проектор, авторская мультимедийная презентация PowerPoint, видеоролик.
Используемое оборудование для детей: дидактический и раздаточный материал: мяч; пазлы по временам года в виде снежинки; картинки досок для строительства моста; картинки с изображением комнат в тереме Деда Мороза.
Конспект НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть (3 минуты)
Цель: Привлечение внимания детей, организация их на образовательную деятельность Цель: включение в игровую деятельность
-Здравствуйте ребята! Сегодня утром под дверью, я нашла письмо. Только вот оно не подписано и я не знаю, кто нам его прислал. Может быть, мы вместе его откроем, и нам станет понятно от кого письмо? Дети здороваются и собираются около воспитателя.
Рассматривают письмо, соглашаются что его нужно открыть.
Воспитатель открывает письмо и из него вылетает много кристалликов снежинки. (Приложение 1)
- Ой, что это такое? И что нам с этим делать?
-Давайте попробуем соединить кристаллики
Предполагаемый ответ: нужно собрать из них снежинку
Дидактическая игра: «Собери снежинку»
-Посмотрите внимательно это необычные кристаллы? Как вы думаете почему? Есть ли здесь лишние детали? Какие? Почему вы так решили?
-Давайте попробуем собрать снежинку, из кристалликов на которых изображены только признаки зимы. Получилось? Молодцы ребята! Размышляют о необычности снежинки, предполагают какие детали снежинки оказались лишними.
Дети собирают снежинку
-Кто же нам мог прислать снежинку?
А может ответ скрывается под снежинкой? Давайте ее перевернем. Ой, послушайте, что здесь написано. Предположения детей кто мог прислать письмо
Воспитатель читает послание:
«Дорогие ребята, вот я и завершил свои зимние дела и приглашаю вас в свой сказочный терем!» Дети внимательно слушают приглашение
- Ребята, а кто из вас знает, где находится терем Дедушки Мороза?
Правильно, в Великом Устюге у Дедушки свои владения, там и стоит его гостеприимный терем. Ребята, поедем в гости к дедушки Морозу?
-Но как же нам туда добраться? Предполагаемый ответ: Великий Устюг
Дети заинтересовываются, размышляют какими способами можно добраться до терема Деда Мороза.
Этап 2. Основная часть (20 мин)
Цель: Формирование представлений об окружающем мире. Формирование умений взаимодействовать друг с другом. Развитие речи и мыслительной активности у детей, формирование грамматического строя речи. Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новой информации
Слайд 1. На экране сани с оленем
Ой, ребята, это же сказочный олень. И он нам поможет добраться до терема дедушки Мороза.
- Быстро в саночки садитесь
Эй, поехали, держитесь. Дети садятся на стулья в два ряда друг напротив друга.
Слайд 2. На экране изображение зимнего пейзажа.
Ребята, куда мы с вами попали?
-Да, это волшебный, зимний лес деда Мороза! Здесь так красиво, все деревья оделись в чудесный праздничный наряд. В лесу, наверное, живут друзья дедушки Мороза, интересно встретятся ли они нам сегодня? А как вы думаете, какие друзья живут в лесу у дедушки Мороза?
А если назовем их одним словом? Дети рассматривают зимний пейзаж.
Предполагаемые ответы: в сказочный лес
Предполагаемые ответы: медведь, лиса, волк, сова, заяц, белка, птицы.
Предполагаемые ответы: Лесные или дикие животные
-Правильно, это дикие животные. Возможно, они нам сегодня встретятся, а пока, для того, чтобы нам было веселее ехать, я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». Поиграем? Дети эмоционально реагируют
Дидактическаяя игра: «Верно-неверно»
(Если вы согласны со мной - хлопайте, если нет – топайте ногам)
Дед мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей елки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет у нашей елки? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со снегурочкой он дружит, верно?
- Молодцы, ребята, вы ответили все верно. Предполагаемые действия детей:
хлопают;
топают;
хлопают;
топают;
хлопают;
хлопают;
топают;
хлопают;
топают;
топают;
хлопают;
хлопают.
Включается аудиозапись «плачь»
-Дети, послушайте, кто-то плачет? Давайте остановимся и посмотрим кто это? Дети прислушиваются
Слайд 3. Появляется изображение зайки в лесу.
- Да, это же зайчонок, он вместе со своими родителями шел к деду Морозу на праздник, как и мы. Но по дороге заигрался и отстал от своих родителей. Давайте поможем зайке и найдем его родителей? Проявление сопереживания.
Желание помочь.
Слайд 4. На экране появляются следы животных.
-А для этого нам необходимо найти заячьи следы и идти по ним. Так мы сможем найти родителей зайки.
-Молодцы ребята. Это заячьи следы. Чтобы найти семью зайца, нам нужно идти по ним. Дети находят заячьи следы.
Дыхательное упражнение «Снег скрипит»
(Воспитатель предлагает детям прогуляться по снегу, имитируя его скрип под ногами) И. п. :
1. Ходьба по кругу, вдох носом;
2. На выдохе произносят «Скрип-скрип-скрип!»
- Ребята, вы знаете, что лесные животные живут семьями, а не поодиночке. Давайте их назовем.
Дидактическая игра «Назови животных»
Слайд 5 - 8. На слайдах изображены семьи диких животных.
- Ребята назовите, кто изображен на картинке?
-Скажите, как зовут папу? Как зовут маму? А их детенышей как вы назовете?
Воспитатель спрашивает, кого, как зовут в каждой лесной семье. Предполагаемые ответы:
Папа - лис, мама – лиса, детёныши – лисята;
Папа – волк, мама - волчица, детёныши – волчата;
Папа - медведь, мама – медведица, детёныши – медвежата;
Папа - еж, мама - ежиха, детёныши – ежата;
Папа - заяц, мама - зайчиха, детёныши – зайчата.
Слайд 9. На экране семья зайчонка.
- Молодцы, ребята. А вот и родители нашего зайчонка нашлись. Посмотрите, как рад наш зайчонок. Хорошо, когда родители рядом. Ну, а нам пора продолжать свой путь. До скорой встречи зайка!
- Ну, а чтобы нам было веселее в дороге предлагаю поиграть.
Дети радуются, что зайка нашел свою семью.
Упражнение на координацию «Наконец пришла зима»
Наконец пришла зима.
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки. Дети разводят руки в стороны.
Складывают руки над головой в виде крыши.
Поднимают руки и медленно опускают их.
Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.
Приседают, руки вытягивают перед собой.
Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.
Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.
Выполняют движения как при метании.
Слайд 10. На слайде изображение сломанного моста.
-Ой, ребята посмотрите, мост сломан, а рядом табличка. Давайте посмотрим, что там написано.
Воспитатель читает табличку : «Это непростой мост, а волшебный. Пройти его сможет только тот, кто правильно слова назовет наоборот»
-Ребята, попробуем?
У детей появляется желание починить мост
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель предлагает построить мост из досок. Каждый ребенок подходит, берет дощечку, на котором написано слово, воспитатель читает его, а ребенок называет слово наоборот и кладет на пол, следующий кладет, называет и кладет рядом. (Приложение 2)
-Будьте очень внимательны. Я буду называть слова, а вы мне отвечайте словом «наоборот» :
Весело
Взлетает
Высокий
День
Длинное
Закрыть
Зима
Лежит
Надевает
Потолок
Сахар
Сильный
Смеется
Узкая
Чистота
Сломанный
Предполагаемые ответы детей:
-Грустно.
-Садится.
-Низкий.
-Ночь.
-Короткое.
-Открыть.
-Лето.
-Сидит.
-Снимает.
-Пол.
-Соль.
-Слабый.
-Плачет.
-Широкая.
-Грязь.
-Сделанный.
Слайд 11. Изображение моста.
-Смотрите, мы почили мост, вы ребята молодцы. И нам пора продолжать свое путешествие в терем к дедушки Морозу. Дети проходят друг за другом через построенный мост и садятся в сани.
Слайд 12,13. На слайде изображен зимний лес, следом появляется белка.
- Дети, смотрите. Кто это?
- А если мы назовем ласково?
- Предлагаю вам поиграть с белочкой. Поиграем?
-Я буду бросать вам мячик, и называть части животного называть, а вы мне -чей, -чья, -чьё – одним словом отвечать. Предполагаемые ответы детей:
-Это белка.
-Белочка.
Игра «Чей-чья-чьё?» (игра с мячом)
Уши зайца (чьи) заячьи, хвост зайца (чей) заячий, лапа зайца (чья) заячья.
Лапы волка – волчьи, нюх волка – волчий, добыча волка – волчья.
Лапы белки – беличьи, нос белки – беличий, голова белки – беличья.
Усы лисы – лисьи, нос лисы – лисий, шерсть лисы – лисья.
Иголки ежа – ежиные, глаз ежа – ежиный, нора ежа – ежиная.
Уши медведя – медвежьи, след медведя – медвежий, пасть медведя – медвежья. Ответы детей
Этап 3. Заключение, рефлексия (3 мин)
Цель: подведение итогов занятия, организация рефлексии. Снятие эмоционального и умственного напряжения, развитие умения высказывать и обобщать увиденное. Мотивация на самостоятельную деятельность вне рамок данной НОД. Цель: осознание результатов своей деятельности, своего эмоционального состояния.
Слайд 14. На слайде появляется терем Дедушки Мороза
- Посмотрите ребята, а вот и терем Деда Мороза. Мы уже приехали.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Ребята, скажите мне, какой терем у Дедушки Мороза? Предполагаемые ответы детей: красивый, деревянный, волшебный, сказочный, уютный, гостеприимный.
-Как долго мы ехали, а что вам больше всего в дороге понравилось? Ответы детей
Слайд 15. Изображение тронного зала.
Ну, вот мы и в тереме.
В нем 12 разных комнат. Самая большая – это тронный зал. Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Дед Мороз восседает, гостей встречает.
Включается видеозапись «Приветствие деда Мороза» Эмоционально откликаются на видеоролик.
-А пока мы ждем праздника, предлагаю осмотреться в тереме деда Мороза.
Предложить детям посмотреть картинки с теремом и всеми комнатами деда мороза.
Информационные ресурсы
1. https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-anatolevna-kucher/konspekt-besedy-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-ded-moroz-i-santa-klaus.html
2. Видеоролик «Приветствие Деда Мороза» -https://www.youtube.com/watch?v=0Mk1CyU7o5Q
3. Изображения животных - https://yandex.ru/collections/card/5d53eb383959b2cc8fdff075/
4. Изображение доски для моста https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/17/07/13/2b363f88e706904fd671011f3c9dbe70.jpg
5. Изображение снежинки https://www.freepng.ru/png-viy9ah/