Вера Пяткова
Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Здравствуй, Капелька!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям понять, что такое вода и для чего она нужна; познакомить со свойствами воды : прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха, растворитель.
Задачи:
- показать необходимость воды для всего живого (для человека, животных и растений)
- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
-упражнять в отгадывании загадок, проговаривании потешек (малые формы русского фольклора);
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе „Здравствуй, Капелька!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение;
-развитие у детей, логического мышления, способности делать выводы.
- активизировать словарь детей.
Словарь: превращается, льется, переливается, растворяет, прозрачная, безвкусная, без запаха, разноцветная.
Методические приемы: звукозапись шум воды, сюрпризный момент, отгадывание загадок, чтение стихов, потешек, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассматривание слайдов, использование ПК, просмотр мультфильма с физминуткой.
Оборудование: ПК, проектор, экран, фартуки, шапочки капелек, стаканы, игрушка, шарик.
Ход НОД
Слышится «шум воды».
Воспитатель читает загадку: (слайд 2)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Воспитатель: Правильно, это вода. (слайд 3)
Всем нужна водичка
И рыбке, и птичке.
И деревьям в лесу.
И цветочкам на лугу.
И котятам, и тигрятам.
Даже маленьким ребятам
Ребята, так для чего же нам нужна вода?
Дети: в воде живут рыбки, по морям плавают большие корабли, чтобы пить, готовить еду, стирать, мыться, купаться и т. д.
(рассматриваем слайды с 4 по9)
Обобщение воспитателя: Действительно, без водицы нам никак не обойтись, только просыпаемся и сразу же идём умываться, вода освежает нас, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.
Потешка «Водичка» с показом действий.
Воспитатель : Дети, кто это прячется за тучкой? (слайд 10)
Воспитатель : Ну-ка гость, к нам выходи,
О себе, ты расскажи!
(Воспитатель берет в руки "Капельку").
Капелька :
Я, Капелька - дождинка
Из тучки озорной.
Пришла к вам веселиться!
Вы, поиграете ка со мной? (Да).
Воспитатель : Теперь мы знаем кто пришел в гости? (Да, Капелька дождя, воды). Капелька хочет с вами поиграть!
Капелька : Дети, руки выставляйте и со мною поиграйте!
Игра "Поздоровайся с Капелькой".(Дети стоят в кругу, передают друг другу Капельку и здороваются с ней : здравствуй, добрый день, привет).
Капелька : Какие вы хорошие, добрые дети! Поэтому я тоже превращаю вас в капелек. (одеваю шапочки капелек) Физминутка «С неба капельки упали» Л. Яровой.
Капелька : Я приглашаю вас в лабораторию познакомиться с моей "мамой" – Волшебницей - водой. Водица состоит из капелек.
(Дети садятся за столы).Одевают фартуки.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что Капелька приготовила для нас?
1 опыт. (эксперимент) «Вода –жидкость». (слайд 11)
У воспитателя два стакана (один с водой, другой –пустой). Предлагаю детям перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода льется – она жидкость.
2 опыт. Игра "Угадай по запаху» (слайд 12) (на каждого ребенка стакан с соком и стакан с водой)
Воспитатель: Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (нюхают воду).
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Теперь понюхаем стакан с соком.
Дети: Пахнет! Сладким! Вкусным! У сока есть запах.
Вывод: Значит, чистая вода не имеет запаха.
3 опыт. Определить на вкус. (Слайд 13)
Воспитатель: А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. Какой он на вкус?
Дети: Сладкий, приятный, вкусный.
Воспитатель: А теперь попробуем воду. Что можно сказать?
Дети: Чистая вода не имеет вкуса.
Вывод: значит у воды нет вкуса.
Обращает внимание на капельку.
(слайд 14)
4 эксперимент. Игра "Найди игрушку". (Дети закрывают глаза, Капелька кладет в стаканы с водой и молоком кладет игрушку.) В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Почему? (Ответ детей вода прозрачная или бесцветная, а молоко нет, оно белого цвета)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как, например, в сказке молочные реки с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких реках?
Дети: нет
Воспитатель: А почему?
Дети: Они бы погибли.
4 опыт. «Цветная водичка» (слайд 15)
Воспитатель: А вы знаете, что воду называют Волшебницей, потому что она может стать разноцветной. Как это сделать?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Хотите узнать? Вы же, Капельки, сами волшебники, превратите воду в баночке из прозрачной в разноцветную. А для этого сначала скажем волшебные слова, повторяйте за мной:
Ты, водица,
Друг ты мой,
Стань водица
Ты цветной!
(2 раза говорят). Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет? ( перечисляют: желтый, красный, зелёный)
Вот какие мы волшебники!
Вывод: Значит вода может окрашиваться в различные цвета.
Время опытов подошло к завершению. Нам пора снимать фартуки. И аккуратно вешать их на спинки стульчиков. А теперь хорошенько размяться.
Разминка «Веселые капельки» (слайд 16)
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Раз туда, раз сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра (садимся).
1,2,3 - капельки прокрутитесь, в ребяток превратитесь. (Снимаю маски)
Садятся перед экраном.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?
Ответ детей. О воде. (слайд 17)
Воспитатель. Правильно про воду. А что нового вы узнали о воде?
Дети. (вода это жидкость, без вкуса, без запаха, может окрашиваться в разные цвета, прозрачная в ней могут жить животные и рыбы.
Воспитатель: А человек может прожить без воды? (слайд 18)
а почему воду называют Волшебницей?
Дети: (нет).
А беречь воду нужно? Ответы детей. (слайд 19)
Воды на Земле много в морях и океанах, а пресной воды, которую можно пить, готовить еду и мыться мало.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги, -
Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей!
(слайд 20)
Капелька прощается : Мне пора домой в тучку, которая находиться высоко на небе. До свидания дети.
Итог: Так что интересного вы сегодня узнали?
Вода- жидкость, она прозрачная, без запаха и вкуса. Может растворять вещества и окрашиваться. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь, кран не оставлять открытым, когда мы заканчиваем умываться.
(за правильные ответы воспитатель дарит детям на память шарик – капельку)