позмогова татьяна
Творческий проект в подготовительной группе «В гости к Бабе Яге»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский исследовательский проект
Посвящен 2015 году, Году литературы.
«В гости к бабе Яге»
Автор: Т. Н. Позмогова
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
.
1. Название проекта : «В гости к бабе Яге»
2. Тема проекта : «Познавательное развитие».
3. Тип проекта : «Краткосрочный»
4. Сроки реализации: январь - февраль 2015г.
5. Место проведения: МБДОУ детский сад «Красная шапочка».
Направленность
Публикация «Творческий проект в подготовительной группе „В гости к Бабе Яге“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Данный проект направлен на творчески работающих педагогов ДОУ пытавшихся активно использовать проектные методы в практике воспитания и обучения детей по теме «Познавательное развитие».
Проблема
Все знакомы с образом Бабы Яги, но при этом мало кто знает, откуда она взялась, кто она на самом деле. Многие считают ее отрицательным героем, хотя Баба Яга почти во всех сказках помогает героям, пришедшим к ней за помощью. Именно поэтому мы решили разобраться и рассказать окружающим, кто такая Баба Яга.
Актуальность
Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает. Баба Яга - спорный образ русских народных сказок.
С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему?
Новизна
Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей с одним из самых таинственных существ на Земле. известным сказочным персонажем Бабой Ягой.
Цель работы: попытаться разгадать тайну образа Бабы Яги в русском народном творчестве.
Гипотеза исследования:
Предположим, что Баба Яга - это злая старушка, которая всем вредит и крадет маленьких детей, чтобы съесть их.
Возможно, она живет в дремучем лесу, где всегда темно и страшно.
Допустим, эту старушку выдумали, чтобы просто пугать детей.
Для достижения цели и обоснования данной гипотезы нам пришлось поставить следующие исследовательские задачи:
Задачи:
• Узнать, откуда появилась Баба Яга;
• Выяснить где она живет;
• Сколько лет Бабе Яге и как она выглядит;
• Убедиться, является ли Баба Яга отрицательным героем;
• Отследить изменение образа Бабы Яги в кинофильмах и современной литературе.
Практическая значимость
Данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.
В начале своей работы мы решили узнать мнение наших ребят. Что же знают наши дети о Бабе Яге? Чтобы найти истину, мы обратилась к специальной литературе, но главным источником сведений о Бабе Яге стали народные сказки, резурсы интернета.
Анкетирование.
Мы провели опрос среди детей нашей группы.
Вот варианты ответов.
Кто такая Баба яга? Старуха с метлой.
Какой вы себе ее представляете? Злой сердитой, плохой.
Где она живет? В лесу в избушке на курьих ножках.
Чем занимается? Варит зелье, колдует, ест детей.
Вывод: большинство считают Бабу Ягой злой лесной колдуньей.
Обращение к сети Интернет
Из Интернета мы узнали, что родина Бабы-Яги – село Кукобой в Ярославской области. Среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы. Свой день рождения Баба-Яга отмечает 26 июня.
Введение.
Кого из нечистой силы мы знаем с самого детства? Конечно же, Бабу Ягу! Она впервые появляется перед нами в русских сказках. Крадет братца Иванушку у сестрицы Аленушки, а саму Аленушка топит в пруду, положив ей на грудь тяжелый камень. Зато Ивана-Царевича кормит и поит, в баньке парит и спать укладывает. Да еще на ум наставляет и клубочек волшебный в дорогу даёт. В общем, сложная личность… Нам с ребятами подготовительной группы уже давно хотелось узнать о ней побольше. ?
Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.
1- подготовительный : поставлена цель и задачи, определены методы работы, предварительная работа с детьми и их родителями, воспитателями, выбор материалов и оборудования.
2- исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы (проведение различных мероприятий согласно перспективному планированию).
3- обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Этапы работы:
I этап: Сбор информации о пыли из книг, интернета. Проведение опроса среди ребят подготовительной группы о том, что они знают о пыли.
II этап: Чтение информации о пыли. Проведение иследований.
III этап: Создание презентации о полученной информации, проведение сравнительного анализа полученной информации.
Результаты. В результате проведенной работы были сделаны выводы, о том, что Баба Яга – это реальность, а не вымысел. Сделав сравнительный анализ, мы выяснили, что Баба Яга бывает как положительным персонажем, так и отрицательным. Также мы поняли, что действительно «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по познавательному развитию, взаимосвязь занятий по ознакомлению с окружающим миром природы, художественной литературой, игровой деятельностью; ручной труд, сотрудничество взрослых и детей. Проект позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей воспитанников.
Учебный материал соответствует возрастным особенностям детей и рассчитан на 1 месяц.
Формы и методы работы
Использовала следующие формы работы:
НОД индивидуальные и коллективные.
Беседы
Выставка детского творчества.
Методы работы с детьми:
Практический метод:
Рассказ, демонстрация наглядного материала.
Поисковая и исследовательская работа.
Предполагаемый результат
1. Повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта.
3. Увидеть продуктивную деятельность детей.
4. Оформление альбома «Портрет Бабы Яги».
5. Оформление выставки детской творческой деятельности.
6. Презентация проекта.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок: «Познавательное развитие»
«Беседа о сказках».
Цель: Дать представления детям о том, что сказки бывают, народные, авторские, волшебные.
«Сказки о Бабе Яге»
Цель: Познакомить детей с одним из самых таинственных существ на земле, известным сказочным персонажем Бабой Ягой.
«Откуда появилась Баба Яга»
Цель: Рассказать детям о происхождении и значении имени «Яга».
2 блок: «Речевое развитие»
«Сколько лет Бабе Яге и как она выглядит»
Цель: Рассказать детям о семейном положении, внешнем облике, образе жизни Бабы Яги.
«Придумай сказку про Бабу Ягу».
Составление описательного портрета Бабы Яги.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
3 блок: «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование. «Портрет Бабы Яги»
Закрепить умение детей рисовать портрет сказочного персонажа.
Аппликация «Избушка на курьих ножках»
Слушание детской пьесы «Маленькая Баба Яга»
Цель: Учить детей внимательно слушать и понимать произведение.
Лепка «Избушка на курьих ножках»
Музыка: Слушание М. П. Мусоргский, пьеса «Баба Яга».
4 блок: «Социально –коммуникативное развитие»
Сюжетно –ролевая игра
«В гости к Бабушке Яге»
Цель: Закрепить умение самостоятельно распределять роли.
5 блок: «Физкультурно –оздоровительное развитие»
П. игры: «На горе стоит избушка»
«Бег с метлой»
Цель: Способствовать двигательной активности детей.
Перспективный план работы с детьми
Формы работы
Беседы
«Какие бывают сказки?»
«Откуда появилась Баба Яга?»
«Где живет Баба Яга»
«Какие кинофильмы, мультфильмы, сказки вы знаете про Бабу Ягу?»
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Чтение художественной литературы:
Гуси- «лебеди»
«Царевна-лягушка»
«Василиса Прекрасная»
«Марья Моревна»
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Заколдованная королевна»
Продуктивная деятельность:
-Рисование акварелью, гуашью «Портрет Бабы Яги»
-Аппликация «Избушка Бабы Яги»
Лепка - барельеф «Избушка бабы Яги»
-Выставка детских работ.
Ролевое разыгрывание образа Бабы Яги
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Анализ сказок
Самостоятельно анализировали образ Бабы Яги. Для этого прочитали 7 русских народных сказок о Бабе Яге и пришли к выводу:
Во всех русских народных сказках к Бабе Яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.
В 4 сказках из 7 Баба Яга – положительный персонаж, в 3 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Название сказки Положительный Отрицательный персонаж
Гуси-лебеди» похищает детей, чтобы съесть
«Царевна-лягушка» дает совет, как одолеть противника (Кощея)
«Баба Яга» хотела съесть девочку
«Василиса Прекрасная» помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)
«Марья Моревна» хотела убить Ивана-царевича
«Заколдованная королевна» помогла найти королевну
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» дала совет, как найти воду и яблоки
Заключение.
В результате проведенной работы, были сделаны выводы, о том, что Баба Яга – это реальность, а не вымысел. Сделав сравнительный анализ, мы выяснили, что Баба Яга бывает как положительным персонажем, так и отрицательным. Также мы поняли, что действительно «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Мы с ребятами довольны своей работой. Мы поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные.
Содержание работы с родителями.
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
3. Чтение сказок с детьми.
4. Придумывание сказок с детьми.
Письмо Бабы Яги
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
Список использованной литературы
1. Афанасьев А. Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М. : Эксмо, 2002.
2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
3. Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М. : Вече, 2001.
4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М. : Русский язык, 1991.
5. Усачев. А. Большая книга Бабы Яги Москва: Оникс 21 в. 2004
6. Багрова. Л. А. Я познаю мир. Нечистая сила. Москва: Астрель. 21 в. 2005
7. Живая старина. 1995г. №11. 1997г. №2
8. Литературная Россия. 1999г. Март №9 стр. 4
9. Пропп. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 1946г.