Татьяна Круть
Конспект занятия по развитию речи «В гости к бабушке Варварушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по познавательному развитию
на тему «Идем в гости»
в старшей группе
МДОУ «Детский сад №10»
Воспитатель:
Круть Т. В.
Программное содержание:
Вызвать у детей интерес к традициям русского народа: праздники, обряды, обычаи.
Знакомить детей с новыми знаниями о русской печке, люльке.
Приобщать детей к народным играм, песням, хороводам.
Упражнять детей в умении выразительно рассказывать пословицы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „В гости к бабушке Варварушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Закреплять у детей знания о Городецкой росписи: элементы рисунка – купавки, розы, ромашки, листья; материал из дерева для данной росписи – доски, шкатулки, игрушки.
Закреплять у детей умение держать равновесие во время ходьбы по ребристой доске.
Закреплять у детей умение отгадывать загадки.
Упражнять детей в драматизации сказки.
Развивать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Развивать мышление, воображение, речь.
Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.
Воспитывать у детей аккуратность во время рисования.
Воспитывать в детях вежливость по отношению к другим людям: здороваться, благодарить, поздравлять.
Словарная задача:
Продолжать обогащать детский словарный запас народных терминов: настежь, распахнет, подкова, люлька, зыбка.
Предварительная работа:
Заучивание пословиц, поговорок о доброте, трудолюбии, знакомство детей с русскими обрядами.
Материал: краски, кисти, трафареты досок, ребристая доска, русская изба, печь, игрушки: подкова, кошка, петух, прялка, пяльцы, маска Бабки Ежки, пирог.
Ход НОД:
Воспитатели и дети заходят в зал.
I Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Как говорили в старину: «Праздник придет, гостей приведет!»
II Воспитатель: А у нас сегодня праздник: День рождения у нашей знакомой бабушки Варварушки! Мы пойдем к ней в гости!
I Воспитатель: Ребятушки, а какие пословицы о гостях вы знаете?
(Дети отвечают по очереди).
Гость на двор – хозяину радость.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
II Воспитатель: Уж если мы с вами идем в гости на день рождения, то очень важно приготовить подарок для именинницы. Как вы думаете что можно подарить на день рождения? (Ответы детей).
Бабушка Варварушка живет в «Русской избе», я думаю что лучшим украшением для ее избы будет доска, украшенная узором Городецкой росписи.
Кто из вас может рассказать про Городецкую роспись?
Дети: Это роспись по дереву. Она зародилась в городе Городце. Основные элементы росписи: купавки, бутоны, розы, ромашки, листья, кустики, гирлянды, птицы, Городецкий конь. Можно узоры наносить не только на доску, но также и на хлебницы, игрушки, шкатулки, мебель.
II Воспитатель: Садитесь за столы, начнем украшать доску с Городецкой розы (показывает как правильно рисовать, далее изобразим купавки и листики. Теперь, дети, возьмите все кисточки, обмакните ее в воду, осушите слегка и тонким краем начинаем опускать в краску. Приступили к работе.
Вот какие красивые получились доски. А теперь возьмите аккуратно доски положите на ладошку, чтобы подсохли и выходите из – за столов.
I Воспитатель: Дети, на пути к бабушке мы увидели мостик, осторожно построились все друг за другом, чтобы не упасть в воду, спину держим ровно, переходим.
II Воспитатель: Вот мы и пришли с вами к «Русской избе» бабушки Варварушки. С помощью доброго слова откроем двери. Вспомните пословицу: «Доброе слово и железные ворота распахнет».
I Воспитатель: Ой, подкова! А для чего же она здесь лежит ребята? (Дети высказывают свои предположения).
Да, в старину подкову находили на счастье и прибивалась она над дверью, чтобы в доме были счастье, добро и достаток, веселье и благополучие. И мы подкове место найдем! (Вешает ее над дверью).
II Воспитатель: А еще ребята, что являлось в старину символом счастья, чистоты? (Высказывания детей).
Да, ребята, кошка. Ее пускали в новый дом первой, чтобы все темные силы остались за дверью. А еще в новый дом всегда с собой брали петуха. Ведь петух все разгребает лапками, а потом склевывает все, что разбросано на земле. Он равняет все неровности в доме, клюет все нечистое и люди живут хорошо и счастливо.
I Воспитатель: Ну, ребята давайте дверь открывать! (Толкает дверь, дверь не открывается).
Не пойму в чем дело? А ну подкова помогай. (Берется за подкову).
Вот только взялась за подкову, вспомнила поговорку: Доброе слово железные ворота открывает! А вы, ребята, знаете пословицы о добре? (Дети отвечают по очереди).
Добра желаешь, добро и делай.
Нет худа без добра.
Доброе дело само себя хвалит.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Жизнь дана на добрые дела.
Добро и во сне хорошо.
Доброе дело и во сне хорошо.
Доброе дело и в воде не тонет.
Вот теперь попробуем открыть дверь. (Толкает дверь, она открывается, II воспитатель выпускает из лукошка кошку и петушка, заходят в «избу», смотрят по сторонам, на печи сидит бабушка Варварушка).
II Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с хозяйкой этой избы и поздравим ее с днем рождения.
(Дети поздравляют и дарят подарки). А на чем же сидит бабушка? На печи. А почему не за столом? Правильно. Печь в русской избе – самое главное. В старину о ней говорили так:
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, барыня,
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси,
В дом богатство неси.
Почему, ребята, к печке так ласково обращались люди? (Ответы детей). Правильно, и сварит печь и испечет и обогреет, если замерз человек, вылечит заболевшего хозяина.
I Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Наша барыня – сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Правильно, это печка. Светло от печи и тепло. Садитесь, девушки, у печи, да рукоделие в руки берите. (Девочки садятся за пяльцы и за прялку.) Ребята, картину из какой сказки напоминают нам сейчас рукодельницы?
Правильно, сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
1 – я девочка. Кабы я была царица,-
Молвит первая девица,-
Я б на целый мир одна
Наткала бы полотна!
2 – я девочка. Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица, -
Я б на весь крещеный мир
Приготовила бы пир!
3 – я девочка. Кабы я была царица, -
Третья молвила девица, -
То для батюшки царя,
Родила б богатыря!
Вот как красиво наши девочки умеют красиво говорить и умело вышивать и прясть.
II Воспитатель: А теперь давайте для бабушки Варварушки встанем в хоровод и споем «Каравай», а ты бабушка вставай в середину круга.
Народная игра «Каравай».
А теперь давайте поиграем в игру «Мешочек»
Правила игры: К веревке привязывается мешочек с песком, дети стоят в кругу. По мере вращения мешочка, подпрыгивают, стараясь не задеть мешком друг друга.
Народная игра «Бабка Ежка»
Правила игры: Считалкой выбирается водящий.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три,
Бабка Ежка будешь ты!
Ребенок надевает маску и догоняет играющих.
I Воспитатель: А что это к потолку посреди избы подвешено? И дитятко там лежит? (Подходят к люльке).
Отгадайте загадку:
Без рук, без ног
Во все стороны кланяется. (Зыбка)
В старину ее называли зыбкой, так как она от малейшего прикосновения начинает качаться, да так долго и плавно, что ребенок успокаивается, а мама ему песенку напевает:
Баю,баю,баиньки,
Купили сыну валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить
(Воспитатель предлагает детям спеть колыбельные песни на свою мелодию).
Баю – баю, баю – бай,
Ты, собаченька не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька, не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собаченька не лай,
Мою Таню не пугай.
II Воспитатель: Ребята, чувствуете, как вкусно запахло пирогом.
(Выходит бабушка Варварушка с пирогом)
Бабушка Варварушка : Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла:
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не найдете едоков!
Хозяйку потешьте –
Пирожка поешьте!
II Воспитатель: Спасибо бабушка Варварушка, твой пирог мы обязательно попробуем, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад,мы тебя приглашаем с собой.
Дети идут по мостику.
Ребята понравилось вам путешествие?
Где мы сегодня были с вами?
Что интересного увидели и услышали?
В какие игры играли?
Установка на дальнейшую деятельность.