МААМ-картинки

Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»

Татьяна Вторцева
Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»
▼ Скачать + Заказать документы

«В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации.

В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ их функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.

Публикация «Консультация „В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении“» размещена в разделах

Еще С. Френе (французский педагог) писал о необходимости признания личности ребенка, раскрывающей свои потенциальные возможности, о возможности самоактуализации детей. Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

В педагогике существуют такие процессы - индивидуализация и индивидуальный подход. Часть ученых не видят разницы между этими понятиями, другие связывают одно с другим, третьи разделяют эти понятия.

Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия.

Итак, индивидуальный подход - это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация - это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т. е. особая технология обучения со своими способами и методами.

Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Этот подход хорошо известен в традиционной педагогике. Педагог, который обязан донести до детей «академический» образовательный стандарт, и, который видит, что дети, сидящие перед ним, разные, и по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, пытается вложить каждому воспитаннику единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Основой индивидуального подхода в образовательном процессе, является инициатива, исходящая от педагога.

Целью индивидуального подхода является организация учебно-воспитательного процесса передачи знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии и выявление одаренных детей, тем самым:

- Распространяется на небольшую часть детей группы;

- Ребенок объект образования;

- Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время;

- Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми, требование и оценка результата;

- Диктат и опека;

- Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия;

- Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого, усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития;

- От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм стандарта, требований программы, для подготовки занятий с разноуровневыми заданиями;

- Выявление в группе одаренных детей, для последующей индивидуальной работы с ними, как в группе, так и дома;

- Мониторинг освоения программы.

Индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Не предполагает ни единого, общего для всех, содержания, ни даже наличия традиционного педагога. Педагог останется, но изменится его функция: из заложника учебной программы, вколачивающего стандартную информацию в нестандартные головы, он превратится в наставника и сотворца индивидуальной образовательной программы воспитанника.

Основой индивидуализации в образовательном процессе, является инициатива, исходящая от ребенка.

Цель индивидуализации : Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Данный процесс:

- Распространяется на каждого ребенка;

- Ребенок субъект собственной деятельности;

- Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д. ;

- Признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности;

- Сотрудничество и партнерские отношения;

- Ребенок инициативный, самостоятельный, творческий, способный ясно сформулировать свои цели, желания;

- Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта;

- От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.

ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещает акцент образования на индивидуализацию.

Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребенка.

Современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности.

Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты и последующей адаптации в социуме, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

Сегодня мы живем в постоянно меняющемся, обновляющемся мире. Для ученых и практиков стало очевидным, что «научить всему» ребенка невозможно, но цель научить, развить и воспитать всех остается.

Неважно, какой учебный метод будет использован в образовательном процессе ДОУ, все равно основной задачей педагога остается воспитание нашего будущего поколения.

Публикации по теме:

Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников Консультация на тему: "Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников".

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Консультация «Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2).

Рабочая программа по математике для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Мне приходится работать с классом,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»
Опубликовано: 13 июня 2019 в 18:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вторцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД