Инна Ковальчук
Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация и индивидуализация обучения
как условие индивидуального развития младшего школьника
Мне приходится работать с классом, в котором находятся дети с разными способностями и внутренней готовностью к обучению. Ученики разные по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Многие школьники, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса.
Публикация «Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника» размещена в разделах
Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть, что учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.
Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Актуальность данного опыта заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Для себя я выделила 4 этапа работы над этой проблемой:
I этап: Диагностика индивидуальных особенностей учащихся.
II этап: Распределение учащихся по группам на основе полученных данных.
III этап: Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
IV этап: Отслеживание динамики индивидуального развития
I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся я начинаю с проведения различных диагностик.
В этом учебном году в 1-ом классе мною совместно с психологом школы была проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить, в каком состоянии у каждого маленького ученика произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, были выявлены особенности поведенческих реакций.
1. Выяснилось, что из 25 человек 8% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 51% - средний уровень, у 21% - уровень ниже среднего и 20% учащихся - на низком уровне готовности к школьному обучению.
Как видно из диаграммы, примерно половина учащихся имеют ниже среднего и низкий уровень готовности к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь учащимся, соответствующая характеру отставания.
Следующая диагностика:
2. Исследование типов темперамента (методом наблюдения)
показала, что 20% детей - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
24% - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.
36% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.
20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Следующий вид диагностики:
3. Исследование способов познания учащихся (методом наблюдения на перемене, при записи домашнего задания)
В классе 48% учащихся – аудиалы. Аудиалы воспринимают информацию на слух.
32% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно.
20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно.
Среди учащихся были выявлены леворукие дети – 2 человека, что составляет 8% от общего числа уч-ся. Это чаще всего подвижные, очень ранимые, тревожные, эмоциональные дети. Хуже привыкают к смене обстановки, в праворуком мире часто испытывают невроз. С ними была эффективна индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования учащиеся были нами распределены в три группы:
1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа обучающихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.
Не рекомендую рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникнет недоброжелательное отношение к ним.
Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам.
Я зачитываю состав групп, даю им нейтральные названия и предупреждаю, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.
Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям их групп.
Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами.
III этап работы. Полученные результаты позволили мне планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников.
• При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
• Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
• Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать.
• При работе с орфограммами выделяем их ручкой зелёного цвета.
• Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
• Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
• Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.
Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции, задания с письменной инструкцией, я называю их маршрутными листами (например, с указанием последовательности действий, работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного, работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем % дозированной помощи определяет сам ученик.
Хочу остановиться на некоторых методических приемах, которые использую при реализации дифференцированного подхода
Приемы опроса учащихся.
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Опрос с поддержкой
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим, и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, собирая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Приемы оценивания.
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не только отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку (самооценка). За ту же работу отметку ставит и учитель. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время оценки ученика и учителя все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система поощрений.
Достаточно хорошей отметкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”; благодарственная запись в дневнике.
С какими трудностями в использовании технологии дифференцированного обучения я столкнулась? Не все учащиеся, особенно вначале, могли выбирать задания, соответствующие уровню их подготовки. Достижение более высокого уровня подготовки, необходимой для выполнения более сложного задания, становится целью каждого ученика.
Работа по данной технологии дает определенные позитивные результаты.
1) Благодаря дифференцированному подходу к обучению большинство учащихся стали ощущать себя более успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
2) Значительно увеличился процент учащихся, которые с большим желанием выполняют задания 2-го и 3-го уровней.
3) Данная технология имеет важное воспитательное значение, поддерживает на должном уровне интерес к учению, формирует чувство самостоятельности и ответственности.
Динамику развития мы видим на диаграмме и в листах индивидуальных достижений учащихся : количество детей с высоким уровнем развития повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.
Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет мне грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т. к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.