Светлана Анатольевна Стадник
Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад в форме презентации.
Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда»
Подготовила и провела учитель-логопед Стадник Светлана Анатольевна
Слайд № 1.
Как можно применить элементы технологии индивидуализации обучения (АСО) в работе с дошкольниками?
Слайд № 2.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Публикация «Презентация „Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда“» размещена в разделах
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.
Слайд № 3
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Некоторые дети даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Слайд № 4.
Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
Слайд № 5.
Двигательная сфера. Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
• произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
• различать и сравнивать мышечные ощущения;
• менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Слайд № 6
Эмоциональная сфера. Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Слайд № 7
Сфера общения. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт.
У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Слайд № 8
Сфера поведения. Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:
• определять конкретные цели своих поступков;
• искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
• проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
• предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
• брать на себя ответственность.
В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.
Слайд № 9.
Рассмотрим несколько игр и упражнений для развития навыков самоконтроля у детей.
Игра "Сохрани слово в секрете".
- Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Можно предложить ребенку другие правила:
• нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
• нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
• нельзя повторять названия животных;
• нельзя повторять имена девочек;
• нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например,
• нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
• нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.
Слайд № 10.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.
Использование в коррекционной работе лэпбука способствует:
• пополнению и расширению словаря детей;
• ускорению процесса автоматизации и дифференциации звуков;
• формированию грамматических категории
• развитию связной речи;
• развитию мелкой моторики.
Слайд № 11, 12.
Такие лэпбуки можно сделать на различные темы.
Слайд № 13, 14.
Артикуляционные гимнастики. Для того чтобы повысить интерес детей к выполнению артикуляционных упражнений, превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие по сказкам или игру, используются:
• артикуляционная гимнастика для девочек; яркие интересные картинки знакомых сказок, сопровождаются простыми и понятными двустишиями. Похожий сборник подготовлен и для мальчиков: занятие превращается в веселое увлекательное путешествие и игру с машинкой. Губы этой игре становятся и гаражом, и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу.
Слайд № 15
• Всем нам с детства знакомы настольно-печатные игры с игровым полем и фишками. Кубик помогает определить количество «шагов», которое необходимо сделать фишкой и выполнить то артикуляционное упражнение, где оказалась фишка.
Слайд № 16
Лынская М. И., Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:
Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. (Авторская методика, сенсорные лагеря, неговорящие дети)
В 2006 году окончила с отличием очное отделение логопедии МПГУ по специальности «логопед с дополнительной специальностью «специальная психология». В 2009 году окончила очную аспирантуру, в настоящее время готовит к защите диссертацию «Преодоление алалии у детей средствами сенсорной интеграции». Стаж педагогической работы 15 лет. Работала логопедом в образовательных и медицинских учреждениях, в т. ч. с детьми, имеющими РДА, синдром Дауна, тяжелые нарушения речи (в том числе «неговорящие дети», а также со взрослыми по восстановлению речи при афазии. С 2006 года является преподавателем кафедры дошкольной дефектологии МПГУ. В настоящее время руководит центром семейного развития и досуга в Москве, а также Центром развития способностей в Крыму (живет в Алуште). Является автором М. А. Р. метода активации речи, а также проектов сенсорно-интегративных логопедических интенсивов для детей с тяжелыми нарушениями речи и поведения. В 2016 г. для данной категории детей был организован сенсорно-интегративный лагерь. Именно необычность сенсорной среды в сочетании с подобранными приемами работы, основанными на принципах мотопедагогики, нейропсихологии, психофизиологии и логопедии провоцируют у детей предельно разнообразный спектр ощущений, зашкаливающий шторм эмоций, на основе которых и рождаются новые навыки.
Описанные в книге Лынской М. И. комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т. к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.
Слайд № 17.
Необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос». Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов, на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса.
Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»:
• прием одного стакана воды, либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т. п.);
• жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр. ;
• висение на руках или принятие положения вверх ногами;
• массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;
• «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.
Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивиуально эфирных масел.
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения рекомендуется проводить:
• сидя на большом мяче (фитболе);
• сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;
• динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.
Игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:
• найти деревянные и т. п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;
• повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка — достать предмет, узнать и выполнить упражнение;
• выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;
• использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани; ракушку, наклеенную на картон и т. п. : выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».
Слайд № 18.
Рассмотрим один из комплексов.
«Техномир»
На сенсорном подносе выкладываются дорожки из разных материалов, символизирующих разные поверхности, по которым передвигается транспорт: синий аквагрунт и кораблик на нем; разноцветная фасоль и грузовики; белоголубая вата и самолеты.
Упражнения:
Колеса от машин - облизывать кружки апельсина по кругу, не вращая головой.
Транспортная «пробка» - выплевывание бутылочной пробки, удерживаемой губами.
Посудомоечная Машина - слизывание варенья с ложек и блюдец круговыми движениями языка, не вращая головой.
Стиральная машина - выталкивание языком марлевой салфетки из-за щеки.
Подъемный кран - поднимать языком бусинку, нанизанную на вощеный или замшевый шнурок.
Поезд - дутье в губную гармошку: вдох и выдох на одной ноте, не отрывая рот от поверхности гармошки для обеспечения массажа голосовых складок.
Самолеты - дутье в свистки в виде самолетов.
Каток - удержание бочонка из-под киндер-сюрприза языком.
Самосвал - сплевывание с кончика языка различных специй (гвоздика бутонами, кардамон и пр.).
Снегоуборочная машина - сдувание белых шариков ваты, не надувая щек.
Пожарная машина - задувание свечей, различных по форме и цвету, не надувая щек.
Слайд № 19.
Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:
• зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);
• желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);
• красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр. ; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.
Слайд № 20, 21.
Сенсорно-интегративный лагерь на основе MAP-метода М. Лынской в Алуште.
Слайд № 22.
Упражнение «Спина». Для автоматизации звуков. Оборудование: нарисованная на листе бумаги спина, картинки для автоматизации звуков, карточки с напечатанными словами к картинкам. Можно использовать несколько вариантов.
• Ребенок стоит лицом к листу бумаги с нарисованной спиной, на ней разложены 6 - 9 картинок для автоматизации звука. Логопед, находясь за спиной ребенка, дотрагиваясь до какого-либо участка спины спрашивает: «Какая картинка находится здесь?». Ребенок отвечает. И так проговариваются все картинки.
• Автоматизируются слова при ответе на вопросы: «Какая картинка над?», «Какая картинка под?», «Какая картинка между?», и т. п.
• Автоматизируются слова в фразе типа «Это не, а …». Под картинками выкладываются карточки со словами, которые неправильно подобраны к ним.
• Наиболее сложный вариант выполнения упражнения, когда ребенок достаточно хорошо справляется с заданием с логопедом: игра в парах, т. е. один ребенок дотрагивается до спины другого ребенка, а затем меняются ролями. Проводится под руководством логопеда.
Слайд № 23.
Это далеко не все примеры игр и упражнений, позволяющих развить навык самоконтроля у детей. Практикующие логопеды полны новых идей, открыты ко всему новому, творчески подходят к своей работе.