Павлина Синельникова
Конспект занятия с использованием мнемотехники «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
С использованием мнемотехники
Тема: «Уж небо осенью дышало»
Автор: Синельникова Павлина Алексеевна, воспитатель высшей категории, ГБ ДОУ №75 Приморского района.
г. Санкт-Петербург
Интеграция детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая.
Публикация «Конспект занятия с использованием мнемотехники „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Цель: Знать признаки осени, уметь называть и описывать их, связывать явления живой и не живой природы.
Задачи:
I. Познавательные:
1. Формировать у детей понятие «осень», учить называть и различать приметы осени, опираясь на наглядный материал.
2. Познакомить с названием осенних месяцев, учить называть их по порядку.
3. Объяснить взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей.
II. Социально-коммуникативные:
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
III. Речевые:
1. Активизировать и обогащать словарный запас определениями.
2. Упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.
IV. Художественно-эстетические
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
2. Развитие самостоятельной творческой деятельности.
V. Физические:
1. Развивать у детей координацию движений с речью.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в парк
2. Наблюдение в природе
3. Беседы с детьми
4. Рассматривание иллюстраций по теме «Осень»
5. Рисование по теме «Осень»
6. Чтение и заучивание стихов об осени (Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А, Пушкина «Унылая пора.», «Уж небо осенью дышало…»)
7. Материал к занятию : опорные картинки, мнемо-таблицы, корзины с настоящими овощами, фруктами.
Ход занятия:
(Воспитатель в образе Осени приходит к детям в гости.)
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Вот и наступила золотая осень. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Слушайте внимательно.
Листопад, листопад –
Листья по ветру летят.
В вальсе кружат над землею
И любуются собою.
Платьем хвалятся свои –
Желтым, красным, золотым.
Солнцу подставляют щечки
Все осенние листочки.
На земле ковром лежат,
Нас порадовать хотят.
Осень. Что такое листопад?
Дети. (Ответ)
Осень. В какой период осени наблюдается листопад?
Дети. (Ответ)
Осень. В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему листья на земле сравнивают с ковром?
Дети. (Ответ)
Осень. Послушайте еще стихотворение.
Осень хмурится, осень сердится
И печалится, слезы льет.
Вдруг вся в золото приоденется,
Паутинки быстро наткет.
Пригласит к себе всех художников
И закажет дивный ковер.
Из осинок, кленов багряных
Разожжет прощальный костер.
Осень. О каком периоде говорится в тексте?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему автор говорит об осени, как о человеке?
Дети. (Ответ)
Осень. Какие эмоции он приписал осени?
Дети. (Ответ)
Осень. Что значит – осень хмурится? Сердится? Печалится? Льет слезы?
Дети. (Ответ)
Осень. Какой дивный ковер заказала осень? Из чего он составлен?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему листья кленов и листья осинок сравнили с костром?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему костер назван прощальным?
Дети. (Ответ)
(Хоровод)
Осень. Осень продолжает читать стихи.
Осень, шлепаю по лужам
В теплой куртке, сапогах.
Капюшон от ветра скроет,
Зонт от дождика в руках.
Осень. Как меняется одежда человека осенью? Почему?
Дети. (Ответ)
Осень. Какую обувь используют люди в дождливую погоду? Почему?
Дети. (Ответ)
Осень. Какие головные уборы носят осенью? И почему?
Дети. (Ответ)
Осень. А сейчас, ребята, поиграем и спрячемся от дождя.
(Игра «Дождик»)
Осень.
Насекомые исчезли,
И замерзли водоемы.
Осень поздняя настала,
Холод принесла с собою.
Потянулись птицы к югу –
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется распрощаться.
Осень. О каких признаках осени говорится в тексте?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему птицы осенью улетают на юг?
Дети. (Ответ)
Осень. Как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети. (Ответ)
Осень. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. (Ответ)
Осень. Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети. (Ответ)
Осень. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. (Ответ)
Осень.
Сад гол и пуст, пожухлая трава,
Листва последняя лежит в холодной луже.
Сквозь ветви уж не видно синевы.
Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.
Осень. О каком периоде осени говорится в тексте?
Дети. (Ответ)
Осень. Какими словами автор описывает позднюю осень?
Дети. (Ответ)
Осень. Какое настроение вызывают у вас эти строки?
Дети. (Ответ)
Осень. Молодцы дети! А что наступает за осенью?
Дети. (Ответ)
Осень. Правильно!
За осенью зима приходит,
И к ней готовятся в лесу:
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме.
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир себе.
В кору и пни, коряги, цели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенело до весны.
Осень. Какие лесные жители готовятся к зиме?
Дети. (Ответ)
Осень. Почему у многих животных линяет шерсть к зиме?
Дети. (Ответ)
Осень. Какие запасы заготавливают на зиму белки, мыши?
Дети. (Ответ)
Осень. Что будет, если медведь не заснет на зиму? Если не нагуляет жир?
Дети. (Ответ)
Осень. Как зимуют насекомые?
Дети. (Ответ)
Осень. Молодцы ребята!
Дети. (Ответ)
Осень. А вы знаете, что осень – самое богатое время года? Богатый урожай овощей и фруктов дарит нам осень. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете доставать их из корзины.
Осень с урожаем к нам пришла.
Много вкусных фруктов принесла.
Овощей доставила целый воз.
Людям всем ответила на вопрос:
Чем зимой питаться? Что варить?
Из чего варенье и компот закрыть?
Собирают люди урожай в садах,
В огородах трудятся, на больших полях.
Осень.
1. Без окон без дверей полна горница людей? (Огурец)
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява? Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)
3. Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
4. За кудрявый хохолок лису из норки поволок, на ощупь очень гладкая, на вкус как сахар сладкая. (Морковь)
5. Как на нашей грядке выросли загадки, сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидор)
(Дидактическая игра «Назови ласково»)
Яблоко - яблочки, огурец - огурчик….
(Физ. Минутка)
Осень.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. (движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся)
(Игра «Повара». Что можно приготовить из фруктов.)
Осень. Как заготавливают фрукты, овощи на зиму люди?
Дети. (Ответ)
Осень. Из чего варят варенье?
Дети. (Ответ)
Осень. Какие салаты консервируют?
Дети. (Ответ)
Осень. Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму, солить и мариновать?
Дети. (Ответ)
Осень. Вы ответили на мои загадки. А теперь вы мне их загадаете. (Предлагается таблица №1, по которой дети описывают овощи и фрукты (Этот фрукт красного цвета, с гладкой кожицей, сочный и сладкий на вкус, из него можно приготовить сок, варенье (Яблоко)
Дети. 2-3 загадки.
Осень.
В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Школьники идут учиться,
Их уроки в школе ждут.
В октябре желтеют листья
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах, какая красота!
В ноябре дождливо, сыро,
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы,
И тепло уже забыто.
Осень. О каких осенних месяцах говорится в тексте?
Дети. (Ответ)
Осень. В каком порядке они сменяют друг друга?
Дети. (Ответ)
Осень. Чем отличаются явления природы в каждый из осенних месяцев?
Дети. (Ответ)
Осень. Вслед за каким месяцем наступает зима?
Дети. (Ответ)
Осень. Какой месяц осени самый теплый?
Дети. (Ответ)
Осень. Какой месяц самый холодный?
Дети. (Ответ)
Осень. В каком месяце осени уже может пойти снег?
Дети. (Ответ)
Осень. А теперь я бы хотела, чтобы вы рассказали мне об осени. (Используется таблица №2)
Осень. Молодцы, я рада что была у вас в гостях. До новых встреч!