Айгуль Киреева
«Увлекательная экспедиция юных палеонтологов» (Дифференциация Р-Л в на уровне звуков, в слогах, словах, предложениях)
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие учителя-логопеда Киреевой А. М.
«Увлекательная экспедиция юных палеонтологов»
(Дифференциация Р-Л в на уровне звуков, в слогах, словах, предложениях)
Цель: Учить дифференцировать звуки Р-Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-упражнять в правильном произношении и различении звуков Р-Л;
Публикация «„Увлекательная экспедиция юных палеонтологов“ (Дифференциация Р-Л в на уровне звуков, в слогах, словах, предложениях)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Темочки
- дифференцировать звуки Р-Л изолированно, в слогах, словах, предложениях;
-упражнять в согласовании имен существительных с числительными
-закрепить знания детей о животных, живших в древности
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки Р-Л;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук,
-развивать познавательный интерес, любознательность;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-формировать положительную мотивацию на занятии.
Образовательные области: речевое развитие, интеграция- художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: предметные картинки на звуки Р-Л,
изображения: палеонтологов, яйцо динозавра, уклады звуков, дидактическая игра «Голодный крокодил», фонарики, лопатки, коробка с футлярами, цветные карандаши, игрушка-обезьяна, мяч, музыкальное сопровождение, кинетический песок с фигурками динозавров, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Здравствуйте ребята! Поздороваемся с нашими гостями. Недавно я была в музее и увидела такую необычную фотографию. Помогите мне определить, Что тут изображено? Яйцо окаменелое. Почему? Кому оно может принадлежать? (Ответы)
А как вы узнали о динозаврах, ведь когда они жили не было еще людей?
(из книг, музеев)
Правильно. Есть такие люди ученые- палеонтологи, которые ведут раскопки во всех уголках нашей земли и изучают останки вымерших животных и растений. Эта профессия называется – палеонтолог, а наука – палеонтология. Давайте и мы с вами сегодня будем палеонтологами и отправимся в экспедицию в Африку. Для этого я приготовила сумку с инструментами: бинокль, лопатки, фонарик, ручки, карандаши.
II Основная часть:
Сначала полетим на самолете (руки в стороны-ЛЛЛЛ). Теперь пересядем в Джип – «РРРРРРР».
Посмотрите, кто нас встречает? Обезьянка Лара. Она говорит, что покажет нам прииск- то есть то место, где мы будем делать раскопки. Но Лара тоже просит помощи – она не умеет различать некоторые звуки. Давайте ей поможем.
Итак, первое задание
1. На доске
Определите первый звук в словах : лама, лунтик, лошадь – Л. Какой буквой мы обозначает звук Л? – Эль
Давайте определим, как получается звук Л : рот открыт, кончик языка упирается в верхние зубы, ветерок проходит по края языка с двух сторон, горло дрожит.
Определите последний звук в словах : шар, топор, помидор – Р. Какой буквой мы обозначаем звук р?- Эр.
Как получается звук Р : рот открыт, язык у верхних зубов дрожит, вибрирует, ветерок проходит посередине языка,горло дрожит.
Эти звуки одинаковые? Нет. Чем они отличаются? – при произнесении Л кончик языка стоит у верхних зубов, а при Р – Вибрирует. Ветерок при Л - с обеих сторон языка выходит, при Р -посередине. Мы показали Ларе чем отличаются эти звуки. А теперь попробуем различать эти звуки на слух, «включаем» ушки:
2. Я вам раздам музыкальные инструменты, вы будете играть только когда услышите Л: Р, Л,Л,л, Ла, Лу,Ру, РА….
3. Эхо эхо, вот потеха,
Обезьянка эта эхо
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:(дети повторяют за логопедом слоговые ряды)
Ла-Ра, Ло-Ро, Лу-ру, Лы-Ры,Ры-Лы, Ро-Ло
Ар-Ал,Ор-ОЛ,Ул-Ур,Ур-ул,Ир-ил,ир-Ил.
4. Палеонтологи должны быть сильными, выносливыми. Давайте и мы сделаем гимнастику не только потренируем тело, но и язычки.
Артикуляционная гимнастика с движениями под «африканскую» музыку: улыбка-хобот, качели, барабанщик, чупа-чупс, пират, толстячок-худышка, лошадка.
5. У доски: Подберите слова к этим слогам : ра, ла, ру, лу, ро, ло, ры, лы: радуга, лама, ручка, лук, робот, лось, рысь, лыжи.
6. Для выполнения следующего задания нам понадобится инструмент палеонтолога – карандаши. Нужно закрасить кнопочки зеленым цветом – если в названии предмета есть звук Р, желтым – если в названии предмета есть звук Л. Алан у доски, вы за столами. А теперь проверим. Первое слово ПИРАТ – какой звук нашел? Р. Закрашиваем зеленым цветом. Ребята, проверьте так ли у вас.
7. Игра с мячом : Я кидаю вам слово, а вы должны подобрать к нему нужный звук – Л или Р : кефи., анге,ме, мухомо,помидо,бока,сто,сту,пена,кове,зефи, кома.
8. Нейропсихологическая игра. Палеонтологам нужны очень сильные и ловкие руки, чтобы делать раскопки. Давайте мы их потренируем - Ложки-Рожки (пальчиковая игра). Какие интересные похожие слова!
9. А теперь нашим ученым надо найти себе пару. Для этого выберите карточку и поищите к этому слову рифму. Рифма это когда слова звучат похоже. Например – бочка почка, коза коса, тапки цапки.
У тебя лак, рак,глаза, гроза, колобок,коробок.
9. Помогите и мне рифму придумать: Пасть зубастую открыл хищный страшный…. Крокодил!
Правильно. В Африке крокодилы очень прожорливы. Давайте заглянем крокодилам в живот и узнаем, Что они съели. Для этого нам понадобятся фонарики.
Светим снизу на брюхо крокодилу и по очереди говорим: Голодный крокодил проглотил….
10. «Посчитайка»(согласование существительных с числительными) - один крот, один лак, один плот, один рак, два крота, два лака….
11. Ребята, Лара научилась различать звуки Л и Р и показала нам прииск. Нам нужны лопатки. Сейчас по одному будем подходить и делать раскопки. Вытаскиваем один предмет.
-Какая удачная находка. Это Тиранозавр. Экспонаты будет грузить в специальные контейнеры. Если в названии есть звук Р – то грузим в контейнер с буквой Р, если с Л – то с Л, если с Л,Р – контейнер ЛР. Послушай еще раз тиРанозавР (Диплодок, Трицератопс, Аллозавр, Паразавролоф, Эвоплоцефал). Экспонаты погружены в контейнеры.
III. Заключительная часть: Давайте попрощаемся с Ларой и отправимся в обратный путь. Встаем, едем сначала на джипе РРР, теперь на самолете Л-Л. И очутились в детском саду.
Кем мы сегодня были?
Какие звуки учились различать?
Куда летали?
Что нашли?
Из этих находок мы сделаем минимузей палеонтологии в нашем саду. Молодцы ребята!