Елена Булатова
Утренний круг как средство социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В 2019 г. вышла в свет инновационная версия программы «От рождения до школы».
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.
Публикация «Утренний круг как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную деятельность, появилось такое понятие, как «событийная деятельность»- это технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива или отдельного человека, а так же событий, происходящих в стране, вызывающие позитивные эмоции.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития коммуникативных способностей, саморегуляции детей.
В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
«Утренний круг» – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах
Именно на «утреннем круге» зарождается и обсуждается образовательное событие, дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог).
Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Какие же задачи стоят перед нами на утреннем круге
1. Создавать эмоциональный настрой на весь день.
2. Установлить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через свободное общение со сверстниками.
3. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Формировать речевое общение и связную речь, обогащать словарь детей.
Как это выглядит?
Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга.
Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут
Как и любая друга технология, утренний круг тоже имеет свою структуру.
1. Условный сигнал начала круга
2. Приветствие
3. Организационный момент: работа с календарем, новости дня.
4. Содержательная часть: новости детей, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и дидактические игры, планирование дня.
5. Завершающий ритуал.
Условный сигнал начала круга : звон колокольчика, удары бубна, бой барабана, мелодия (Дети собираются в круг).
Приветствие должно быть короткое и личностно-ориентированное
Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть показывает, как это делается. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.
Организационный момент
Работа с календарем
Новости дня – информирование о каком-либо событии, празднике, мероприятии
Содержательная часть
Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.
Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности, который должен быть понятным и доступным детям.
Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:
говорить громко и понятно;
представлять новости кратко и четко;
Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:
сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;
внимательно слушать сообщение;
воспринимать новые идеи с уважением;
задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес;
демонстрировать уважение к тому, кто делится;
Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей.
Такая атмосфера создает ощущение психологического комфорта в группе
Артикуляционная гимнастика, пальчиковые и дидактические игры, также входят в содержательную часть утреннего круга.
Завершается утренний круг планированием всего дня детей в детском саду : сообщением воспитателя о том, чем дети будут заниматься, что их ждет интересного, какие дела предстоит выполнить.
Закончить утренний круг можно ритуалом, который сформировался у вас в процессе проведения данной технологии. Это может быть и напутственное слово на удачный день или же небольшое стихотворение-пожелание или просто тактильный контакт удар руки ребенка об руку воспитателя «Дай пять воспитателю»
Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.