Назралиева Светлана
Мастер-класс «Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Устное народное творчество в развития речи детей дошкольного возраста»
Провела: Назралиева Светлана Аликберовна.
«Устное народное творчество в развития речи детей дошкольного возраста»
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Тема «Устное народное творчество в развития речи детей дошкольного возраста».
Цель:
Выявить эффективность использования устного народного творчества в развитии речи дошкольников.
Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
- Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество - фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры:
1. Потешки
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Русские народные сказки
5. Народные игры.
-Давайте рассмотрим их подробнее.
1. Потешки
Потешки для новичков.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
Ой, мой маленький, ненагляденький,
Мой хорошенький, мой пригоженкий.
Потешки на сон грядущий.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок.
На пуховую кровать
Будет Маша крепко спать.
Потешки при умывании.
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик
Вымыл ухо, вот и сухо.
2. Загадки.
Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).
С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.
Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.
Например:
круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или:
круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
(Петух)
На небе живёт.
Садится и встаёт.
Светит в оконце
-Что же это?.
(Солнце)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это.
(Волк)
Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это.
(Пёс)
В шубке по лесу гуляет
Видим ее только мельком
Толк в орешках она знает
Мелкая трусишка.
(Белка)
Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем.
(Голова)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей — пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Он под елочкой дрожит
На снегу танцует танец
И от волка убежит
Серенький трусишка.
(Заяц)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно.
(Карандаш)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его.
(Медведь)
Разные цвета в коробке
С кисточкой, пускаясь в пляску
На листочке очень робко
Оставляют штрихи…
(Краски)
Он с усами важно ходит
Разных может быть пород
Дружбу с мышами не водит
Наш пушистый серый…
(Кот)
Вырос он весной на ветке,
Был зелёным - пожелтел,
Как подул осенний ветер,
Он сорвался, полетел.
(Листок)
«Как бы мне пошла КАР-рона»,
Важно каркает…
(Ворона)
Прыгает далёко,
Плавает глубоко.
Весёлая квакушка
-Кто это?.
(Лягушка)
3. Пословицы и поговорки.
Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.
1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».
Например:
«В правде сила»
-говори всегда правду;
-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;
-не обращай свою вину на других;
-помогай говорить правду своим близким;
-учи говорить правду младших по возрасту.
«Не учи безделью, а учи рукоделью»
- не бездельничай;
- учи и учись сам;
- не бездельничай с другими;
- помогай своим друзьям;
«Кончил дело – гуляй смело»
- не бросай начатое дело;
- закончи дело, потом отдыхай;
- доводи начатое до конца;
- начал какое-то дело – доделай;
- не ленись.
«Один за всех и все за одного»
- поддержи своего ближнего;
- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;
- стойте горой друг за друга в беде.
«Труд кормит, а лень портит;
- не ленись трудиться;
- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;
- ленивый не добьется успеха в жизни;
- трудись и добьешься целей в жизни;
- учи младших по возрасту трудолюбию.
«На обиженных воду возят»
- не обижайся без оснований;
- не сердись из-за пустяка;
«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»
- не обманывай;
- как не лги, а правда выяснится;
- обманывать нельзя;
- правда сильней, а ложь слабей.
2. Игра «Какая пословица лучше?» :
Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.
Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.
.3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»
Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).
7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).
8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).
9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).
11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).
12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).
4. Сказки.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
Инсценировка сказки «Теремок»
5. Народные игры.
Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.
Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».