Астафьева Татьяна
Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей
Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей.
Ученые, врачи, педагоги во всем мире бьют тревогу. Цифровые технологии имеют прямое отношение к тому, что в последнее время появилось так много детей, которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения я с ребенком практически нет. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика.
Публикация «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах
Мудрый русский народ создал потешки и пестушки, пословицы и приговорки, заклички, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, песенки и загадки, сказки для общения с малышами. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем. Для овладения детьми родным языком необходимо организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.
Развитие просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Автоматизация звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Развитие связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Развитие фонематического слуха. Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы.
Учит играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения, развивает юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.
Нравственные заповеди лучше усваиваются через сказки, пословицы, скороговорки.
Любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
ЗАКЛИЧКИ. Название — закличка, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться. Заклички — это небольшие песенки, предназначенные - для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Эмоция радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай!
ПРИГОВОРКИ. Приговорки—способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.
Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка
уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде.
Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.
Улитка, улитка,
Высунь рожки —
Дадим лепешки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Земелюшка добра,
Вырасти гриба —
Гриба грибового,
В бору борового.
ПРИБАУТКИ. Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.
Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.
Прибаутки лишены описательности нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться то смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса,
из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик —
Там мышка живет.
Тебе хвостик отгрызет.
На болоте стоит пень —
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется
ПЕРЕВЕРТЫШИ. Среди народных стишков большую группу составляют такие, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу — перевертышу.
Нелепицы, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагоги-ческих достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Как петух в печи пироги
печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох
толчет,
Конь у крыльца в три копыта
бьет,
Уточка в сапожках избу метет.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают
ворота.
Выскочила палка с бабою
в руке.
И давай дубасить коня
на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик —
овес,
Лошадь села в сани,
а мужик повез.
ПРИМЕТЫ. Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы : помогают расширить словарный запас детей; способствуют развитию слуховой памяти; дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение; развивают фонематический слух; оказывают помощь в автоматизации звуков речи; знакомят с ритмичностью народного календаря.
Январь — году начало, зиме — середка.
Много частых и длинных сосулек — к урожаю.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
У февраля два друга: метель и вьюга.
В марте день с ночью меряется, равняется.
В марте мороз трескуч, да не жгуч.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Апрельские ручьи землю будят.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту.
В июнь-разноцвет дня свободного нет.
Июль — макушка лета.
В июле солнце без огня горит.
Август — разносол, всего вдоволь.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрьский гром — зима снежная.
Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь -стужайло: на всю зиму землю студит.
СКОРОГОВОРКИ. Не каждому из нас удается, повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.
Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Методика разучивания скороговорки
На былинке пылинка, Пылинка на былинке.
Прохлопать ритм скороговорки.
Произнести скороговорку хором, индивидуально.
Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
Повторить эти звуки, четко артикулируя.
Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.
В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
Произнести скороговорку тихо, громко.
Произнести скороговорку грустно, весело.
Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
Проговорить скороговорку высоким,
затем низким голосом.
ДРАЗНИЛКИ. Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.
Содержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица, перевертыш. В дразнилке все искажения — звуковые, смысловые, образные действия — приписываются тому кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Ленчик-пончик
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил крынку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов.
ЗАГАДКИ. Каждая загадка для отгадывающего — это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.
Народные загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.
Загадка — игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна. Неожиданности сопоставления, нестандартности мышления, образности учат ребенка загадки. Они сближают далекое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство подготавливает ребенка к восприятие классической литературы.
По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок
1. Загадки с точно названными признаками.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова)
2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.
В золотой тарелке стоят домики,
а улицы нет (Подсолнух)
3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
(Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)
4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признака
ми, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.
Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)
5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
Причины ошибок:
невнимательно слушают загадку:
не запоминают полностью содержаниe загадки;
при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
не имеют достаточных знаний о загаданном;
не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки,
указанные в загадке.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками
1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка — часть суждения.
Он — лисий хвост. — Поговорка.
В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает. — Пословица.
Что на уме, то и на языке
Быстрее мысли ничего нет.
Ум без разума — беда.
Чужим умом умен не будешь.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СЧИТАЛКИ. Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Тара-бара,
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.
Вам прислали сто рублей,
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите
«Да» и «нет» не говорите!
СКАЗКИ. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует В этом — секрет сказки.
В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.
Таким образом, коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: артикуляционные упражнения, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.
От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.