Васильева Л В
Конспект занятия «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: пробудить в детях интерес к различным жанрам устного народного творчества
Задачи:
закрепить знания детей о жанрах устного народного творчества : загадках,
пословицах и поговорках, скороговорках, сказках, былинах, потешках,
народных песнях, формировать умение определять и относить произведение к определенному жанру;
Публикация «Конспект занятия „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Мы окунемся в мир устного народного творчества, поиграем в игру «Что? Где? Когда?», посетим картинную галерею, а еще попробуем себя в роли сочинителей сказки.
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадка, пословицы
и поговорки, сказки, потешки, народные песни, скороговорки, небылицы).
- А кто-то может привести примеры потешек? («Дождик, дождик, поливай,
будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, дай капусте подрасти»,
«Ай ду-ду-, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, во
серебряную. Труба точеная, позолоченная, песня ладная, сказка складная»).
- А загадок? («Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы
проливает»)
- А кто знает скороговорки?
- А заклички? («Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- птички
летят, колокольчики звенят»). Правильно. В старину, когда люди ждали
весну, парни и девушки собирались на поляне на игрища и читали такие
заклички. В какой праздник это происходило? (Масленица).
- А кто может привести пример пословиц и поговорок? «Дружбу помни, а зло забывай», «Любишь кататься люби и саночки возить», «Зима лодыря морозит», «Без труда не вынешь рыбки из пруда»). А что они означают? В
каких случаях говорят такие пословицы и поговорки? А я вспомнила еще
одну пословицу: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И эту
пословицу мы можем встретить в сказках русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина. Именно намек содержится в сказке, а не длинная
мораль, как надо вести себя и что делать.
- Какой же урок преподносит нам сказка? Сказка воспитывает,
предупреждает, дает совет, делать добро и даже лечит
- Давайте сегодня окунемся в мир народного творчества.
Воспитатель: - Я вас приглашаю сыграть в игру «Что? Где? Когда?». Напоминаю правила
игры: запускается волчок, сообща, командой отвечаем на вопрос того
конверта, на который укажет стрелочка волчка.
Конверт №1. В этом конверте вопрос: «Какие виды народных сказок вы
знаете?» (Бытовые, волшебные, о животных, сказки-небылицы, докучные
сказки или их еще называют присказки).
Конверт № 2: отгадайте загадку и определите, герой какой
сказки находится в ящике. (Правильно, Баба Яга).
- В каких сказках встречается этот герой? Что вы о Бабе яге узнали из
сказок? А какие русские народные герои еще встречаются в русских
народных сказках? (Леший, Водяной, Кикимора).
Конверт № 3: «Загадки о бытовых сказках».
- Отгадайте, о какой сказке идет речь.
Конверт № 4: «Вопрос от зрителей».
- По отрывку угадайте вид сказок. (картина)
- Для чего сочинялись докучные сказки или присказки без начала и конца?
(Чтобы посмеяться, повеселить: Царь, двор и кол.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала)
А эти сказки чему-то учат? (Пробуждают чувство юмора, жизнерадостность,
учат не унывать).
Конверт №5. Отгадайте, о каких сказках идет речь. (Загадки о сказках о
животных).
Мы знаем, что русский народ любил и умел петь. Люди сами придумывали
не только сказки, пословицы, но и песни. Какие народные песни вы знаете?
(«Жили у бабуси…», «Калинка-малинка», «Во поле береза стояла»). Песни
были игровые, плясовые, колыбельные и хороводные.
- А теперь я хочу пригласить вас в нашу групповую картинную галерею, в зал иллюстраций к сказкам.
(Рассматривание иллюстраций к народным сказкам, определение сказок и их
героев).
- Посмотрите вот на этого сказочного персонажа. Кто-то угадал его?
Правильно, это Давайте сочиним про него сказку?
- Как выдумаете, в каких сказках мог быть этот герой? (В волшебных)
- Где он мог жить?
- Какая сказочная история с ним могла произойти?
- С каких слов обычно начинается сказка?
- Какими словами сказки заканчиваются?
Рассказывание (совместное — дети и педагог).
- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об устном народном творчестве)
- Что включает в себя устное народное творчество, назовите его жанры
(Сказки, пословицы и поговорки, песни, загадки, заклички, былины,
считалки).
- По каким видам сказок мы играли в «Что? Где? Когда?» (волшебные,
бытовые, небылицы, сказки без конца).
- Что просмотрели в галерее?
- К кому виду вы отнесли бы сочиненную нами сказку?
- Вот какой богатый, яркий мир устного народного творчества!