Раиса Забоева
Родительское собрание «Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе : Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения в школе.
Форма проведения : Игровой тренинг «Острова развития речи!»
Публикация «Родительское собрание „Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи:
• Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
• Расширить представление родителей о речевом развитии детей 4-6 лет.
• Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!
Тема нашей встречи сегодня : «Овладение правильной речью как формирование полноценной личности дошкольника и успешного обучения в школе»
- И начать я бы хотела с притчи…
Притча "ЯЗЫК И МЫСЛЬ"
Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за это должны поплатиться. В наказание вас постигнет несчастье». И он предложил каждому из братьев самому определить свое несчастье на выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи. Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего, братья стали выбирать. Старший решил стать слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их развели в разные стороны, и каждый побрел своим путем.
Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить и понимать, совсем не вернулся.
Часть 1:
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
-Какого ученика мы хотим видеть, и какого получим в результате…
___ СХЕМА «Успешный и неуспешный ученик»___
(из одной точки выходят два дошкольника, у одного речь достаточно сформирована, а у другого недостаточно развита. Показатели на схеме: Общение со сверстниками, общение с учителем, адаптация, социализация (ощущает себя в статусе ученика, усвоение материала, самооценка- вершина УСПЕШНОСТЬ, НЕУСПЕШНОСТЬ)
-А сейчас вернё мся в исходную точку: ребёнок-дошкольник и посмотрим, чему мы должны были его научить:
Ребенок, поступающий в школу, должен:
-правильно произносить все звуки родного языка;
-различать и называть слова с заданным звуком;
-уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
-делить слова на слоги;
-составлять слова из слогов;
-иметь представление о предложении;
-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-подбирать синонимы и антонимы;
-использовать разные способы образования слов;
-пересказывать знакомые сказки и рассказы;
-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
- Ну а если сказать проще, что же такое развитие речи детей дошкольного возраста на самом деле? Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т. е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).
То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть : а) правильной (то есть без ошибок, б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей в дошкольном возрасте.
2 часть «Путешествие»
-Некоторые из вас подумали, что уже сейчас мы говорим об этом, ведь уже поздно, наши дети на пороге школы, но я вас уверяю, что за считанные месяцы можно многое успеть.
- Чтобы мои высказывания принесли практическую пользу, предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком. Давайте отправимся в путешествие!
Перед началом путешествия, родители делятся на 2 команды, выбирая кораблик одного из предложенных цветов (красный и синий).
Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в детей в путешествие по островам развития речи. Корабль наш называется «Счастливое Детство», а путешествие произойдёт на «Острова Развития Речи».
(Команде за правильно выполненное задание вручается фишка. У какой команды в конце путешествия больше фишек, та и приплыла первая)
1. Остров «Исправь ошибку» Будем учиться сравнивать слова по смыслу.
Я по очереди каждой команде буду зачитывать сравнения, а вы должны будете исправить ошибку.
- «У бабочки крылья круглые, а у стрекозы прозрачные.»
- «У синички хвост чёрный, а у снегиря красная грудка»
-«У нас в квартире одна комната большая, а вторая –с окнами»
-«Кресло деревянное, а диван-красный»
Вариация игры: Вы говорите ребёнку начало фразы, а он окончание…
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Сахар сладкий, а лимон …
---вручение фишки---
2 остров – «Волшебная цепочка"
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим,"мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна
-Мы будем поочереди называть ассоциации к слову «РАБОТА» (все в кругу).
---вручение фишки---
3 остров-"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Напротив ваших столов лежат написанные слова, вам надо дойти до стола и написать противоположные слова данному. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
---вручение фишки---
4 остров – «Снежный ком»
Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например- Ветер, дует ветер, сегодня дует порывистый ветер, сегодня дует порывистый ветер и деревья…
-Команды поочереди добавляют слова в высказывания.
исходное слово «солнце».
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
---вручение фишки---
вариация игры: на моём столе лежат различные картинки, надо вытянуть одну и составить предложение, затем другой игрок вытягивает вторую и составляет связанное по смыслу с первым предложением, но уже с новой картинкой…
---вручение фишки---
5 остров- «Ласковый»
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
(У меня в корзинке предметы, игрок команды достаёт любой предмет и называет его ласково).
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
---вручение фишки---
-Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга.
- Именно поэтому развивая речь ребёнка, мы не забываем и пальчиковые игры.
6 остров- «Весёлые пальчики»
Например:
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
---вручение фишки---
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.
7 остров -«Угадайкино»
-Это очень весёлая игра для любой компании, ну а для детей особенно.
-Все переместимся в круг. Одному из вас я прикреплю название профессии.
Водящий должен косвенными вопросами угадать кто он, а все остальные-отвечать, не называя загаданное слово.
(Профессия –дворник)
8остров- «Фантазийный»
Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами, фантазировать. Недавно мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры». Детям было предложено пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…». А что там увидели Вы?
Можно предложить пофантазировать безудержно на какую-то тему, используя любые приёмы фантазирования. Можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение, пожалуйста!» Каждый присутствующий – по одному предложению. Рассказ можно записать.
«Сочинение концовок к сказкам».
-Я предлагаю вам ещё одно интересное задание, каждая команда получает начало сказки, а вам необходимо придумать её окончание:
1 команде: Добрый Олень.
Бантик сдуло ветром с головы девочки. Он долго порхал, как бабочка, по городу, пока его не унесло в лес. Там его нашел Олень и нацепил бантик себе на рог и пошел по лесу красоваться. Вдруг из чащи вылез Медведь. Медведь спросил Оленя:
- А где раздают такие красивые бантики. Мне тоже надо.
Олень сказал:
- Не знаю, я снял его с ветки.
Медведь залюбовался красотой бантика, а Олень был очень добрым и сказал:
___
-Давай поделим этот бантик на двоих и будем оба красивыми.
Медведь обрадовался такому подарку и потом всегда защищал Оленя в лесу.
2 команде: Цветок и Бабочка.
Жил-был Цветок. К нему подлетела Бабочка и села на него.
Цветок спросил ее:
- Как тебя зовут?
-Я – Бабочка-Крапивница.
-А куда ты летишь?
-Я лечу к своей подруге Бабочке - Лимоннице пить чай, а на тебя села, чтобы отдохнуть и подкрепиться.
Но тут, неожиданно, пошел дождь, крылышки у Бабочки сильно промокли, и она уже не могла лететь дальше. Цветок предложил ей спрятаться под него и переждать дождь. Дождь быстро закончился, и Бабочка выползла из-под Цветка, а Цветок начал махать своими листочками и лепесточками, чтобы ее обсушить.
___
Бабочка обсохла, поблагодарила Цветок за то, что он ее спас, а Цветок подарил ей целую баночку вкусной пыльцы. С тех пор они стали дружить.
1 команде: Два волка
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волкОв. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает?
___
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2 команде: Притча о счастье
Гуляло Счастье по лесу, наслаждалось природой, как вдруг упало в яму. Сидит и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
– Человек добрый! Вытащи меня отсюда.
– А что ты мне дашь за это? – спрашивает человек.
– А что ты хочешь? – переспросило Счастье.
– Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.
Счастье подарило человеку прекрасный дом у моря, тот обрадовался, убежал и забыл про Счастье. Сидит Счастье в яме и плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
– Человек добрый! Вытащи меня отсюда.
– А что ты мне дашь за это? – спрашивает человек.
– А что ты хочешь? – переспросило Счастье.
– Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал. Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
– Человек добрый! Вытащи меня отсюда.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
---
– Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
– Ничего мне не надо, – ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
---Команде, удачно справившейся с заданием вручается фишка---
8 Остров- «Чтение»
-На этом острове я хотела бы предложить вам памятку, как правильно читать с детьми :
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите это время для своего ребёнка!
---Памятки раздаются всем родителям---
К сожалению, игра уходит из жизни ребёнка в угоду раннему обучению, но вместе с ней уходит и детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Надо понимать и помнить: если мы отнимаем у ребёнка игру, значит крадём мир детских переживаний и отношений. Это касается всех видов игр! Давайте же будем играть!
Ну и на красивых строках я бы хотела закончить наше собрание
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.